Нeдoстaтoк oбщeния и дoвeрия
Дoвeриe — этo мaркeр, кoтoрый стaнoвится oсoбeннo знaчимым в сoстoянии нeoпрeдeлeннoсти, уязвимoсти, пoтeри кoнтрoля нaд ситуaциeй. Eсли вoдитeль имeeт вoзмoжнoсть кoнтрoлирoвaть ситуaцию и пoвeдeниe пoдчинeнныx, этoт рeсурс, кaк дoвeриe, упрaвлeния нa прaктикe, этo чaстo зaбывaeтся. Нo нaдo пoнимaть: чeм вышe урoвeнь кoнтрoля, тeм вышe связaнныe с этим рaсxoды. Кoнтрoлирoвaть всex и всe — слишкoм дoрoгo. Крoмe тoгo, отсутствие баланса, контроль и эффективность зачастую мешает развитию бизнеса. Так как чем труднее цель, тем шире полномочия, тем больше делегирования и командной работы.
Часто бывает, что готовность сотрудников доверять не соответствует характер внутрикорпоративных коммуникаций. Недостатки коммуникативных и информационных систем, затрудняют развитие доверия между ряд сотрудников и руководителей среднего и высшего звена. Недоверие персонал может также быть из-за низкого личного авторитета или пассивной позицией лидера.
Иерархическая дистанция
Многие отечественные предприятия — патерналистские, большинство их владельцев лидеры первого поколения. Вашей компании, они строят, как семья. Патерналистские отношения — это отеческие отношения, где отец является поручителем за выживание, и, следовательно, имеет полное право казнить или миловать. Члены семьи должны выполнять определенные функции, причем выполнять их в точности так, как сказал отец. Этим объясняется иерархическая дистанция между ними, топ-менеджеров, миддл-менеджеры и ряд сотрудников.
Низкая самооценка
Низкая самооценка — еще одна характерная особенность нашей культуры, лишающая сначала внутренней, а затем внешней свободы. Надо понимать, что топ-менеджеры — своего рода заложники власти, потому что им есть, что терять. Во многом это наследие советской управленческих традиций. Кстати, психологи отмечают, что сегодня в стране растет поколение, у которого с самооценкой все в порядке, так что с ними нужно вести себя иначе. Эта тенденция заметна, например, в среде программистов. Они легко изменить одной компании в другую, они лояльны, не так много компаний и их владельцев, если много проблем: если им интересно, если их компетенции востребованы, они остаются, если нет — в никуда.
Сложность передачи власти от собственников до топ-менеджмента
Если владелец бизнеса — харизматичный экстраверт, вашей компании, вы не видите четко структурированные процессы (если, конечно, он не строил системы с помощью сильных лидеров, привлеченных со стороны). Потому что у него самого нет потребности в таких процессах, но необходимо развитие, в постоянной трансформации. Но на определенном этапе развития необходимо организованных процессах неизбежно возникает. Чем больше компания, тем эта потребность выше. В такой ситуации владельцы делают разный выбор: идти нужно в новый бизнес, идут в мир и передать контроль кому-то из семьи или наемному топ-менеджеру. Последний вариант будет наиболее болезненно: психологически очень трудно отпустить своего ребенка, даже если умом вы понимаете, что он уже вырос и у него свой путь. Здесь проблема доверия является ключевым.
Лояльность важнее талант
Украинские предприятия деньги часто стоят в иерархии на более низкой позиции, чем отношения. И все же, несмотря на расходы, которые именно сочетание деловых отношений личных придает особый взгляд на украинский рынок бизнес. Особенности: культура отношений приводит к тому, что лояльность у нас ценится выше таланта. С талантом трудно работать, потому что по-настоящему профессиональных, талантливых людей, не боится уйти из компании, если им не нравится, или в случае, если нарушены раза.
Елена Киев — один из 24 динамиков и бизнес-практиков в ЧЕТВЕРТОМ HR Мудрость на высшем уровне. В частности, о том, что важно и ценно для владельцев и генеральный ДИРЕКТОР, и Елена говорит мероприятии 23. июня