Кто из нас в детстве не рисовал смешные рожицы и не листал журналы с забавными рисунками, думая: «А я ведь тоже смог бы так!» Я не исключение. «Крокодил» в 70 — х, чешские «Шпильки», гедееровский «Ойленшпигель», сборники «Мастера советской карикатуры», первоапрельские выпуски «Комсомольской правды» и, конечно, 16 — я полоса «Литературки»! Все внимательно изучалось, собиралось, цитировалсь и использовалось в школьных и последующих стенгазетах и капустниках… Тогда я и не подозревал, что стану карикатуристом, да еще и довольно «раскрученным» и узнаваемым! В нашем классе были ребята, рисовавшие гораздо лучше меня. Правда, я тоже постоянно что — то рисовал и на уроке, и на лекциях в институте, откуда потом благополучно «вылетел», и в армии, и на работе, хотя те каракули к карикатуре не имели отношения. Когда же я стал придумывать карикатуры сам? Похоже, на третьем курсе МАИ, когда кто — то из сокурсников подсунул мне стопку картинок неизвестного автора на тему «садюшки» и я тщательно перерисовал те два десятка миниатюр к себе в маленький блокнотик, а потом неожиданно для себя продолжил серию. Помню, как хвалился друзьям, что у меня собрано 200 способов издевательства над человеком в ироничной форме. (Римейки тех первых зарисовок я продаю до сих пор!) Картинки рисовались, складывались в стол, а после армии я их уже не нашел…
Даже заочно учась в педагогическом (МГЗПИ) на «худграфе», я не помышлял профессионально заниматься юмором и карикатурой, хотя посылал некоторые работы на какие — то конкурсы, объявленные в газетах, но ни ответов, ни приглашений сотрудничать не последовало. Оригиналы пропали, копий и набросков не осталось, и мой пыл угас…(Совет начинающим: ксерокс — великое изобретение человечества! Хоть будет что внукам показать…)
Упорство, наглость и самонадеянность! Это не ругательства, а необходимые качества начинающего карикатуриста. Истинно, говорю я вам! Сейчас я сотрудничаю не менее чем с сотней изданий и проиллюстрировал десятка три книг, а начинал — как все, с нуля!
Вспоминая и анализируя сейчас свою карьеру, я наконец — то сформулировал ответ на вопрос «Как стать известным карикатуристом?»: надо просто быть им! Но это не значит, что все произойдет само собой, это тяжелейший труд, особенно если у тебя есть гордость и амбиции. Правда, если ставишь перед собой цель немного подзаработать по — легкому, проблем нет, хотя встречал я множество коллег — конкурентов, которые, мелькнув и «засветившись» всюду, вдруг переставали заниматься карикатурой и уходили в другие виды деятельности, не выдержав напряжения работы и реализации своих произведений. Есть у меня и знакомые супер — профессионалы карикатуры, которые постоянно плачутся на маленькие гонорары и «засилье бездарных дилетантов, продающих свои жалкие поделки по дешевке», но я подозреваю, что у «маэстр» просто такой стиль жизни…
Надо все — таки быть оптимистом, а постоянное нытье вредно для цвета лица.
А в профессионалы я попал случайно, хотя долго к этому шел. Купил газету «Чертова дюжина»чистый юмор, часто пошленький и не всегда гладкий,напечатал на работе одним пальцем свои «недослышки», нарисовал шариковой ручкой несколько карикатур (сейчас понимаю, совершенно никаких) и послал в адрес редакции… Неожиданно получил гонорар, рублей пять, послал еще… Опа! Письмо от редактора — приглашение в клуб юмористов в Центральном Доме журналиста! Приехал, потусовался, познакомился с писателями-юмористами и карикатурщиками. До сих пор благодарен тем людям, а со многими из них дружу и сотрудничаю до сих пор. По слухам, клуб Виктора Афонина до сих пор заседает по 13 — м числам в «домжуре». Не знаю, как я оказался в отколовшейся фракции с базой в комитете драматургов, но это не суть важно, главное, что люди и там и тут замечательные. Они похвалили мои картинки и спросили: а почему ты их никуда больше не несешь? И дали адреса небольших, но гонорарных изданий. Отнес. Напечатали. Заплатили!!! К тому времени я уже работал в школе учителем черчения, так что появилась возможность во второй половине дня куда-то ездить, чем я вяло-вяло занялся.
Небольшое юридическое отступление от темы: товарищество юристов «Асгардъ», это если нужна защита в арбитраже или консультация из области юриспруденции.
Находил в газете адрес, брал стопку своих оригиналов (ксероксов тогда не было) и ехал в редакцию, предварительно созвонившись, выяснив адрес и возможность публикации, чаще всего с отрицательным результатом. Классический вариант: какой — то известный дед в тогдашней «Комсомолке» два раза пролистал мою стопку, вернул ее мне и изрек: «Больше сюда никогда не приходи. И вообще, брось рисовать!» А кое — где брали картинки, публиковали — и ничего… С некоторыми изданиями я работаю и дружу уже более 10 лет! Звонят, заказывают картинки, с праздниками друг друга поздравляем… Вывод: чтобы стать карикатуристом, совершенно не обязательно уметь рисовать и сочинять карикатуры (кто не верит, полистайте какую-нибудь «Смеховыжималку» или «Веселую семейку», далеко не все картинки — шедевры жанра), главное — работать и искать! Искать друзей, которые помогут и подскажут что — то, редакции, где не «пошлют», а главное — искать себя, свой стиль, свою «экологическую нишу» и ни в коем случае не останавливаться и не опускать руки! Молитва начинающего: «Я — классный, талантливый, умный, самобытный! Но пока не все редакторы это поняли…»
Некоторые художники, особенно из провинции, благодаря подобной философии смогли стать ведущими карикатуристами «центральных» изданий. Правда, там такая текучесть кадров! Все от человека зависит. Кое — кто из моих знакомых друзей, «конкурентов», окопавшись подобным образом, чувствует себя «в шоколаде», хотя талантами даже сами себя они не считают. Это работа! И, как всюду, интриги, недовольство и злопыхательство: кто — то меня подсидел, кого — то я, жизнь! Один «штампует» карикатуры на компьютере, только подписи меняя, другой — иллюстратор анекдотов (и еще обижается, что у него конкуренты темы воруют, а что делать, если он сам их в Интернете нашел?), третий завалил все пачками ксерокопий, причем знакомые редакторы жаловались, что одно и то же, четвертый, как кукушонок, пользуясь возрастом и именем, высиживает всех из издания, а после, когда темы иссякнут, уходит в другую газету или журнал, где все повторяется… Ну и что? У каждого свой путь! Меня тоже ругают! И я Брут!
…Как — то в беседе с коллегами на одной из презентаций выставки после очередного бокала я, критикуя конкурента, заявил, что тот рисует таких уродцев, потому что просто людей не любит, на что другой художник глубокомысленно заметил: «Да и я их… не очень…» А ведь востребован! Я вот людей люблю и стараюсь нарисовать своих персонажей забавными и симпатичными, сделав прототипами знакомых мне интересных людей. Новый человек — новый образ, новая стилистика (но не выходя за рамки своего графического языка). Моя философия: рисую все, что в голову пришло, а редактор отберет, что ему понравится! (Не отберет — снесу в другое место… А еще лучше «веером»! Но если очень наглеть, откажутся от услуг, и попадешь в черный список. У меня бывало… Шеф здоровается за руку, стишки мои ставит, а картинки — ни — ни!) Отдельная сказка — что рисовать. У меня в кармане всегда блокнот: мысли записывать!
Хорошие образы в голове долго не держатся: две картинки придумал, бац — третья! Пока радуешься хорошей мысли, первая уже стерлась, забылась напрочь! Иногда потом всплывает, а иногда только сожаление остается, что хорошую тему упустил… Можно анекдоты газетные «прочесать», только вот напрямую их цитировать не стоит. Покрутить надо мысль, над образами поработать. Более ценными у профессионалов считаются карикатуры «без слов», но, на мой взгляд,снобизм это. Те, кто так говорят, сами не без греха, точно знаю. А темы для карикатур — всюду! На улице, в метро, в телевизоре, дома, надо их только увидеть и придумать, как преподнести…
Еще вопрос — как добиться стильности и узнаваемости. Об этом — в следующих статьях…