Тарас ГАРЦУЛА: «Пока даже мировые лидеры не могут побить рекорд Дукача»

Фeврaль 2018 гoдa. Пxeнчxaн. Нa oлимпийскoй трaссe Aнтoн ДУКAЧ. Фoтo: noc-ukr.org

Пятeрo спoртсмeнoв прeдстaвят Укрaину нa чeмпиoнaтe мирa, кoтoрый прoйдeт с 24 пo 27 янвaря в нeмeцкoм Винтeрбeргe.

 

O тoм, кaкиe сюрпризы тaит в сeбe мeстнaя трaссa и гoтoвы ли к ним укрaинскиe сaнoчники, oб измeнeнияx, кoтoрыe прoизoшли в сoстaвe кoмaнды пoслe Oлимпиaды, a тaкжe oб oтгoлoскax скaндaлoв, кoтoрыe вскoлыxнули нaш сaнный спoрт в Пxeнчxaнe, мы пoбeсeдoвaли сo стaршим трeнeрoм сбoрнoй Укрaины Тaрaсoм Гaрцулoй.

 

OРГAНИЗAТOРЫ ГOТOВЯТСЯ К УXУДШEНИЮ ПOГOДЫ

 

— В янвaрe Eврoпу нaкрыли сильныe снeгoпaды, из-зa чeгo в скeлeтoнe дaжe был oтмeнeн этaп Кубкa мирa и чeмпиoнaт Eврoпы, кoтoрыe дoлжны были прoйти в Кeнигзee. Кaк сeйчaс oбстoят дeлa с пoгoдoй в Винтeрбeргe?

 

— Кoгдa мы тoлькo приexaли сюдa нa прoшлoй нeдeлe, тo шeл снeг, oщущaлaсь влaжнoсть и дул вeтeр. Нo пoтoм устaнoвилaсь xoрoшaя сoлнeчнaя пoгoдa, мoрoз дo -10. Прaвдa, вo втoрник пришeл тумaн. Гoвoрят, пoгoдa будeт меняться. Мы сейчас тренируемся на одних полозьях, и пока не можем сориентироваться, что будет дальше. Синоптики обещают снегопады.

 

Может быть программу сократят, но не думаю, что дело дойдет до отмены соревнований. Все-таки тут многое завязано на телевидении, запланированы прямые трансляции, это же чемпионат мира.

 

По крайней мере, видно, что организаторы готовятся к возможным ухудшениям условий. На днях сюда привезли работников с другой трассы в Альтенберге. Так что обслуживающего персонала здесь сейчас в два раза больше, чем обычно. 

 

— Сколько спусков удалось осуществить вашим подопечным в рамках международной тренировочной недели в Винтерберге? Достаточно ли этого, чтобы быть готовыми с особенностям местной трассы и, к слову, в чем они заключаются?

 

— Эта трасса построена в конце восьмидесятых — начале девяностых частной пивной фирмой, которая содержит свою бобслейную команду. Поэтому она больше для бобслея, нежели для санного спорта. Ее сложность заключается в том, что она очень скоростная. Мужчины во время заездов добираются до отметки свыше 120 км/ч. 

 

У нас было восемь официальных тренировочных дней, по три заезда в день. Это минимум, который предписан правилами Международной федерации санного спорта (FIL). Меньше организаторы дать не могут, а больше — не хотят. Во вторник уже начались предстартовые тренировки. Замечу, что группа сильнейших, это Топ-15 у мужчин и Топ-12 у женщин и двухместных экипажей, получают стартовые номера по результатам жеребьевки. А спортсмены, которые находятся ниже 15-го места у мужчин, 12-го у женщин и среди двоек, разыгрывают их в отдельном заезде, на старт которого они выходят согласно своему рейтингу в Кубке мира. 

 

— Стартовый номер может серьезно повлиять на результат спортсмена?

 

— Да, тем более в Винтерберге. Здесь трасса очень длинная, мужчины на одноместных санях тратят на ее прохождение от 52 секунд, кстати, рекорд местной трассы с 2015 года  принадлежит нашему Антону Дукачу, женщины — порядка 55. Прибавьте к этому длинную финишную прямую, еще секунд тридцать, которые даются на подготовку и вы получите две с половиной минуты на одного участника. Десять спортсменов — это 25 минут, двадцать — уже 50. Трассу готовят только перед началом соревнований, а лед с каждым спуском становится все хуже и хуже. 

 

ЧТОБЫ ПРИВЫКНУТЬ К НОВЫМ САНЯМ, НУЖНО ПОЛТОРА-ДВА СЕЗОНА

 

— В Винтерберге, как вы заметили, в графе рекорд трассы до сих пор стоят цифры 52,037, показанные Антоном Дукачем 7 февраля 2015 года на этапе Кубка мира среди юниоров. Что за спуск тогда выдал наш спортсмен, что до сих пор даже сильнейшие саночники мира не смогли его результат превзойти?

 

— Перед тем как Антон Дукач показал в Винтерберге этот результат, рекорд трассы там стоял с 2007 года. В тот день, когда наш спортсмен установил новое рекордное время, было очень холодно. Столбик термометра опускался до двадцати градусов. В более теплых условиях, многое зависит от полозьев, а при таком морозе лед становится очень твердым и металл уже не играет столь важной роли. Антон очень хорошие результаты показывал по юниорам, к сожалению, потом он получил травму ноги, и до сих пор восстанавливается. После соревнований, где он установил рекорд трассы, в Винтерберге было уже два Кубка мира. Почему его результат так никто и не превзошел? Наверное, погода не благоволила. Один год спуски там проходили под дождем, другой — при температуре +20. Лед был очень мягкий, не те скорости. 

 

— В рейтинге Кубка мира Антон Дукач на одну позицию выше Андрея Мандзия, и наоборот последний на десять очков впереди в Кубке наций. Так кто же из них сегодня первый номер сборной Украины? 

 

— Мы будем определять первый номер как раз на чемпионате мира в Винтерберге. На национальном первенстве сделать это не представляется возможным. Он у нас проходит в Кременце. Там трасса на соревнованиях от 800 до 1000 м, а мужской старт на международном уровне — минимум 1200. Что касается этапов Кубка мира, то на одной трассе лучше выглядел Мандзий, на другой — Дукач. Позволю себе отметить только один момент. Антону 24 исполнится в июле, а Андрею — меньше чем через месяц будет 31. Я считаю, что с опытом последнего нужно дальше отрываться от Дукача. 

 

— В этом сезоне было уже четыре эстафеты, в трех из них на ряду со Стецкив, Стахивым и Лысецким участие принимал Мандзий, в одной — Дукач. Как будет определяться состав на чемпионат мира в Винтерберге? 

 

— Согласно решению тренерского совета Федерации санного спорта Украины на Кубках мира мы ставим в эстафету спортсменов, которые лучше выступили на данном этапе. Но на чемпионатах мира и Европы квартет формируется по решению тренеров, присутствующих на месте соревнований. С женской одиночкой и двухместным экипажем у нас пока альтернативы нет, а вот по мужчинам будем принимать решение, исходя из заездов непосредственно в Винтерберге. 

 

— Как в целом можно оценить выступление ваших подопечных в первой половине сезона?

 

— Дело в том, что мы поменяли сани Стецкив, Мандзию и Дукачу. А чтобы привыкнуть к новому инвентарю, нужно минимум полтора-два сезона. Конечно, чемпионат мира важный старт, но нужно уже сейчас начинать готовиться к следующим Играм. Именно это наша главная цель. Плюс у нас новый двухместный экипаж. В прошлом сезоне его еще не существовало как такового. Игорь Стахив и Андрей Лысецкий проводят первый совместный сезон на таком уровне и они, еще по сути юниоры. Сложно пока от них требовать высоких результатов. Но они заметно прибавили по сравнению с началом сезона. 

 

— Если не ошибаюсь, то Стахив и Лысецкий на первом этапе Кубка мира уступили даже своим соотечественникам юниорской двойке Игорю Гою и Мирославу Левковичу?

 

— В Инсбруке Лысецкому и Стахиву дали сани чуть помедленнее, чтобы они просто попробовали ехать вместе. В одноместных санях каждый из них до этого выступал, но теперь им нужно научиться ездить в двойке и привыкнуть друг к другу. Двухместный экипаж — гораздо более сложный вид программы. Тут двое управляют одними санями. Поэтому больших задач в этом сезоне мы перед ребятами не ставим, для начала им нужно выучить побольше трасс вместе. Повторюсь, прогресс по сравнению с началом — на лицо. На последнем этапе Кубка мира в Латвии они уже смогли пересесть в новые сани. К тому же если на первых стартах они в заезде проигрывали лидерам до двух с половиной секунд, то сейчас разница сократилась до восьми десятых. 

 

ДАЖЕ ЕСЛИ ТЫ УЧАСТНИК ТРЕХ ОЛИМПИАД, МЕСТО В КОМАНДЕ ТЕБЕ НЕ ГАРАНТИРОВАНО 

 

— В этом сезоне мы ни разу не видели на соревнованиях Александра Оболончика и Романа Захаркива, которые представляли Украину на последних двух Олимпиадах, и соперничавших с ними за путевку в Пхенчхан Ореста Соботу и Романа Радченкова. Оба экипажа попрощались с большим спортом?

 

— У них есть желание продолжать, но на данном этапе их общефизическая подготовка не устраивает тренерский штаб. Это не значит, что они больше никогда не будут выступать, все зависит только от них. Захаркив, например, летом тренировался не на сто процентов и потом не приехал на соревнования, которые проходят у нас в Украине. Хотя по решению федерации, все спортсмены, претендующие на попадание в сборную, обязаны в них участвовать. То, что ты участник двух или даже трех Олимпиад не означает, что тебе гарантировано место в команде.

 

Ребята думали, что с ними шутят, что им замены не найдут. Как видите, нашли. Мы работаем над тем, чтобы у нас все-таки была хоть какая-то внутренняя конкуренция, хотя этого и сложно добиться при отсутствии надлежащей базы для подготовки. Что касается Радченкова и Соботы, то они не имели зарплаты в министерстве. Федерация им тоже ее предложить не могла. А ребятам по 21 году, нужно как-то на жизнь зарабатывать. Вот они параллельно нашли себе работу. А одновременно делать два дела сложно, поэтому они стали меньше тренироваться.

 

— Также не видим мы сейчас в сборной Елену Шхумову, хотя, помнится, именно она принесла стране путевку на Олимпиаду-2018 и только по решению тренерского штаба вынуждена была уступить место в команде Елене Стецкив. В итоге обе наши саночницы все-таки смогли поехать в Пхенчхан. Но резонанс эта история получила и болельщикам запомнилась. Шхумова также не продемонстрировала необходимую физическую подготовку или же ее отсутствие в составе вызвано другими причинами?

 

— После окончания Олимпиады перед спортсменами были поставлены определенные задачи по нормам ОФП. И если Стецкив прибавила на пятьдесят процентов в этом компоненте, то со Шхумовой получилось наоборот. У нее склонность к набору весовой компенсации и с этим нужно было бороться, но она не смогла. Знаете, можно тренироваться, а можно посещать тренировки, что и было в случае с Шхумовой. Она думала, что это шуточки, что ее все равно повезут на соревнования. Но она ошибалась. Если Шхумова улучшит свою физическую форму, то мы вернемся к разговору о ее попадании в сборную Украины. Пока же ее даже сняли с зарплаты, так как она проиграла на летних соревнованиях более молодым девочкам. В этом сезоне мы уже подключаем их к нашим сборам. Я имею в виду 19-летнюю Елену Смагу, а также Юлиану Туницкую, которая на прошлой неделе завоевала серебро Кубка мира среди юниоров на олимпийской трассе в Швейцарии. Эта спортсменка у нас идет по программе подготовки к ІІІ Зимним Юношеским Олимпийским играм-2020. 

 

— Олимпиада — это сгусток времени, пространства и человеческих эмоций, как любит говорить экс-главный тренер сборной Украины по биатлону Василий Карленко. И так уж получается, что она оголяет проблемы, которые есть в тех или иных видах спорта. После Пхенчхана хедлайнерами в этом плане были биатлонисты, а вот на втором месте шли сани в связи с лицензией Шхумовой, историей со сделанными в гараже санями Мандзия и критикой в адрес тренерского штаба со стороны самой титулованной саночницы в истории Украины Наталии Якушенко. Эти вопросы как-то обсуждались или же их списали на эмоции, и, что называется, проехали?

 

— Выступление Якушенко на телевидении — это были чистые эмоции. Она сама, судя по всему, хочет работать тренером, но ни за что при этом не отвечать и ничего не делает для этого. Теперь что касается Шхумовой. В состав она изначально не попала потому, что главная ставка у нас делалась на эстафету. Там спортсмен отвечает не только за свой результат, но и за результат команды, поэтому ему психологически тяжелее его удержать. Елена ко всему прочему испытывала еще и проблемы с весом. И как показала Олимпиада, наши опасения на счет ее этапа были не беспочвенными. На первом же вираже она ошиблась. Шхумова ехала в Пхенчхан не доказать, что команда с ней выступит лучше, а что она лучше Стецкив. Возможно, это была ошибка тренерского состава, изначально не стоило ее включать в число кандидатов на участие в Играх. И тогда бы не разгорелся огонь внутри команды. Но никто и подумать не мог, что она на лучшую свою подругу по команде и в жизни столько грязи выльет. 

 

Относительно Андрея Мандзия, то он дал то нашумевшее интервью в расстроенных чувствах после падения. Тут следует заметить, что согласно решению соответствующей комиссии на программу подготовки к Олимпиаде в санном спорте попадали четыре спортсмена. Это одна женщина — Елена Шхумова, один двухместный экипаж — Александр Оболончик и Роман Захаркив, и один мужчина — это Антон Дукач, который в мировом рейтинге по юниорам шел пятым и установил рекорд трассы в Винтерберге. Именно поэтому сделали выбор в его пользу. Андрей Мандзий по результатам предыдущих двух чемпионатов мира на подготовку к Олимпиаде по линии Министерства молодежи и спорта не попал. И федерация взяла расходы, связанные с его участием в сборах и соревнованиях на себя, дважды отправляла его на тренировки в Корею. Купила комплектующие, которые он просил, чтобы усовершенствовать свои сани. Почему он их делал дома, а, скажем, не в мастерской, где базируется санный спорт в Тернопольской области, мне самому было интересно.

 

Я его спрашивал об этом. Он ответил, что просто дома ему было удобнее. Плюс Андрей почему-то не упомянул, что его обеспечили комбинезонами и обувью. В общем, все, что он просил, ему дали. Если бы федерация не вложилась, а тренерский состав не включил его в команду, то он просто не отобрался бы на Олимпиаду в Пхенчхане. Но в СМИ все было представлено совсем по-другому. Так, словно, кто-то искал болото, чтобы его вылить. 

 

— Какой сейчас микроклимат в команде, все вышеперечисленное вряд ли могло пройти бесследно?

 

— Сейчас микроклимат нормальный! Хочу еще заметить, что раньше в команде существовала такая теория, что если ты много лет тренируешься и ездишь по соревнованиям, то так будет и дальше, и тебя никто не сможет вытеснить из состава. Но мы доказали, что это не так. Спасибо молодежи, которая сделала большой шаг вперед и показала, что готова влиться во взрослый спорт. Да, не все безоблачно, есть ошибки, но все это нормальный рабочий процесс. За один год ничего не делается. Но то, что отставание от лидеров уменьшается, говорит о том, что мы на правильном пути. 

 

Также нужно сказать, что еще начиная с 2011 года у нас не было покупки саней. В октябре 2017-го их приобрели. Но как я отмечал в своем отчете для министерства, за то время, что оставалось до Олимпиады, их не смог бы подготовить ни один профессионал. Инвентарь нужно было обновлять за два-три года до Игр. Сани — это как машина, садишься на новую и она едет совсем по-другому. Но в машине есть тормоза, а в санях их нет и к этому надо быть психологически готовым. Это все долгая и тяжелая работа.

 

Анна САВЧИК, Спорт-Экспресс в Украине

 

СОСТАВ СБОРНОЙ УКРАИНЫ

 

Мужчины

 

Одноместные сани

 

Антон ДУКАЧ 30.07.1995 Львовская обл.

 

Андрей МАНДЗИЙ 19.02.1988 Тернопольская обл.

 

Двухместные сани

 

Андрей ЛЫСЕЦКИЙ 10.01.1998 Львовская обл.

 

Игорь СТАХИВ 30.07.1999 Львовская обл.

 

Женщины

 

Елена СТЕЦКИВ 15.06.1994 Львовская обл.

Комментирование и размещение ссылок запрещено.

Обсуждение закрыто.