Компетентностный подход и построение партнерских отношений между учеником, учителем и родителями — приоритеты реформирования украинской школы. Об этом шла речь во время общественного обсуждения Видения новой украинской школы 13 июня в помещении МОН с участием Министра образования и науки Украины Лилии Гриневич.
В частности, представители общественности обсудили изменения украинской школы, «підручники для 1 класу«, «підручники для 2 класу«. Инициатором обсуждения стал общественный совет при Министерстве образования и науки.
Лилия Гриневич отметила, что в процессе обсуждений для МОН главное — определить акценты, базовые направления, в которых появится Видение новой украинской школы.
«Видение должен объяснить людям, куда мы хотим прийти, какой должна быть эта новая украинская школа. Когда мы поймем принципиальную разницу между тем, что есть, и что мы хотим получить, мы будем понимать сколько лет нам нужно, чтобы этого достичь, и какие этапы мы можем выделить на пути к этой цели «, — подчеркнула Лилия Гриневич.
Для работы всех представителей общественности, которые присоединились к мероприятию, поделили на группы по направлениям работы: младшая, средняя и старшая школа. Каждая группа готовила собственную модель ученика, учителя и школы по выбранному направлению. Среди приоритетов участники отметили построение партнерских отношений между учениками, учителями и родителями.
«Школа, учитель и ученик — должны быть равными партнерами. Свобода и ответственность в отношениях между ними должны лежать в основе новой концепции «, — отметила Татьяна Нанаева, член Общественного совета при Министерстве образования и науки Украины.
Участники обсуждения по всем группам подчеркнули важность компетентностного подхода при построении нового содержания образования и обучения украинских школьников. Так, по их мнению, школа должна давать образование для жизни, помогать развивать индивидуальные способности. Компетентностный подход ориентирован не на процесс, не в накопление фактов, а на результат: обучение должно сформировать у детей способность практически действовать, применять полученные знания, умения и навыки в жизненных ситуациях.
Также, в рамках обсуждения, представители общественности проанализировали сильные и слабые стороны школьного образования в Украине, возможности и угрозы, которые существуют сегодня в условиях реформирования образования.
«Очень важно, чтобы после того, как свое видение сформируют ученые, к обсуждению была привлечена общественность, без этого ни один документ не может быть успешным. Результаты обсуждения будут переданы экспертной рабочей группе. Все желающие смогут ознакомиться с нашими наработками на сайте http://nus.edutransform.org «, — добавила Председатель Общественного совета при МОН Украины Галина Усатенко.
Справка: в Рекомендациях Европарламента и Совета ЕС определены 8 основных компетенций, которые должны быть сформированы через образование, необходимые каждому человеку для личного становления и развития, активного гражданства, социального включения и занятости: Общение на родном языке (устное и письменное), общения на иностранных языках; математические компетентности и базовые компетентности естественных наук и технологий; цифровые компетентности; способность учиться; социальные и гражданские компетентности; инициативность и предпринимательские навыки, общекультурное грамотность и способность к самовыражению.
В этих же рекомендациях названы навыки и умения, которые являются важными для достижения указанных выше качеств: критическое мышление; творчество; инициативность; умение решать проблемы; оценка риска; умение принимать решения; умение конструктивно управлять эмоциями; умение работать в команде.