Лидер катастроф: Ту-124

Кaк и вo всeм мирe, прeждe чeм зaпустить aвиa­лaйнeры в сeрийнoe прoизвoдствo, в Сoюзe учeныe прoвoдили с ними мнoжeствo испытaний и всячeски прoвeряли нa прoчнoсть. Впрoчeм, кaк гoвoрится, «в сeмьe нe бeз урoдa», и судьбa нeудaчникa всeй тупoлeвскoй сeрии дoстaлaсь Ту-124. 

Впeрвыe oн пoднялся в нeбo 24 мaртa 1960 гoдa, a пeрвый рeйс с пaссaжирaми выпoлнил 16 oктября 1962 гoдa. Всeгo былo пoстрoeнo 163 сaмoлeтa, в тoм числe 111 — в пaссaжирскoм вaриaнтe. 

Мeньшe чeм чeрeз гoд, в aвгустe 1963-гo, в Лeнингрaдe с Ту-124 прoисxoдит пeрвaя aвиaкaтaстрoфa. К счaстью, пилoтaм тoгдa удaлoсь пoсaдить вoздушнoe суднo нa рeку, экипаж и пассажиры выжили. Но уже через два года, в 1965-м, под Куйбышевым из-за вышедшего из строя авиагоризонта при наборе высоты рухнувшая в поле «тушка» забрала жизнь 30 человек, находящихся на борту. 

Рухнул в кукурузное поле и взорвался

Две из четырнадцати катастроф самолетов этой серии произошли на территории УССР. О первой долго умалчивали, поскольку не могли выяснить причину падения, да и просто чтобы не подставлять под удар репутацию авиапрома. Самолет Ту-124, совершающий рейс Минеральные Воды — Ростов-на-Дону — Вильнюс, рухнул в кукурузное поле между селами Лиховка и Заполички Верхнеднепровского района 2 сентября 1970 года. Из 5 членов экипажа и 32 пассажиров не выжил никто.

— Я трактористом работал, в тот день как раз вышли в поле, увидели самолет, рева двигателей не слышно было, — рассказал «КП» в Украине» очевидец катастрофы 77-летний житель села Днепровокаменка Владимир Богун. — Перед самым падением двигатели включились, но самолет уже шел носом вниз и упал прямо на поле. Взрыв был жуткий, такой столб огня стоял! Мы с напарником поехали туда на мотоцикле. Зрелище, скажу вам, было ужасное. А через полчаса приехали военные, оцепили территорию. Больше мы ничего о той трагедии не слышали. 

По данным исследования комиссии, находящийся на высоте 9000 метров авиалайнер перешел в крутое пикирование с левым разворотом. Он развернулся на 266 градусов, когда на скорости 950 км/ч под углом около 70-75 градусов и с левым креном врезался в поле и на расстоянии 9 километров левее трассы взорвался. Однако ни погодные условия, ни столкновение в воздухе с каким-либо объектом, ни разрушение в воздухе не могли вызвать такое стремительное падение. Да и пожар случился не в небе, а уже после крушения. 

— О трагедии я узнал от своего отца, я тогда учился на первом курсе сельхозтехникума, — вспоминает экс-председатель Днепровокаменского сельсовета Виктор Кривко. — Место катастрофы было сразу же оцеплено военными. Самолет упал прямо на кукурузное поле. Уже после всего «Аэрофлот» возмещал колхозу причиненный ущерб. 

Чуть позже, по словам Виктора Константиновича, на месте гибели был установлен камень с табличкой, где были указаны имена погибшего экипажа, поставлена оградка и посажено три тополя. Стащили туда и мелкие обломки «тушки». Впрочем, на сегодня уцелела лишь оградка, обломки растащили на металлолом, а из трех тополей остался один.

Виноваты не летчики, а техника

Летчик с 40-летним стажем, бывший командир эскадрильи Днепропетровского объединенного авиа­отряда Константин Проскура исключает из причин трагедии человеческий фактор, а литовских пилотов называет профессионалами. По его мнению, виновата техника. 

— У пилотов замкнуло включение триммера управления руля, — говорит Константин Федорович. — Триммер снимает на штурвале усилие. Произошло замыкание, и триммер начал работать на пикирование. Летчики стали тянуть штурвал на себя, но, видимо, не смогли преодолеть усилие. Надо было поставить малый газ и выпустить шасси, чтобы самолет не разгонял скорость.

А еще, по мнению опытного летчика, от трагедии самолет могла спасти обратная петля Нестерова, но для этого нужно быть настоящим виртуозом.

Примечательно, что командир экипажа разбившегося авиалайнера Стефан Макаревич в 1963 году перегнал в Вильнюс первый Ту-124, а в 1966-м весьма удачно посадил аналогичное воздушное судно на подходе к аэропорту «Внуково». Двигатели самолета тогда самопроизвольно остановились на высоте 1200 метров. Макаревич сумел избежать катастрофы: и техника, и пассажиры остались невредимы. За это летчик получил именные часы от самого конструктора Андрея Туполева. 

Про катастрофу, которая случилась в 1970 году на Днепропетровщине, сегодня напоминает только оградка, обозначающая место гибели 37 человек. Фото: Николай Чабан

Трагедия под Львовом 

23 декабря 1973 года из-за возгорания левого двигателя потерпел катастрофу Ту-124, совершавший рейс Львов — Киев — Куйбышев. О неполадках на борту экипаж сообщил через две минуты после взлета. Диспетчеру доложили: «Горит левый двигатель, разворачиваюсь на 180°, посадка у вас с обратным курсом». Однако сообщение не было понято диспетчером, и экипаж еще дважды повторил его. После третьего сообщения о пожаре двигателя экипаж на связь больше не выходил и на запросы не отвечал. Самолет был обнаружен полностью разрушенным и частично сгоревшим в поле между селами Винники и Миклашев под Львовом. 

Комиссия установила, что причиной катастрофы стало разрушение в воздухе левого двигателя, вызвавшее интенсивный и скоротечный пожар. Как выяснилось, детали двигателя, а именно штифты были изготовлены на заводе с нарушением технологии термообработки, что и повлекло за собой аварию. 

В этой авиакатастрофе погибли 6 членов экипажа и 11 пассажиров. 

Правительственным документом предусматривалось, чтобы лайнер перевозил 36-40 пассажиров на расстояние 1350-1500 км. Фото: aurwar.ru

Печальный итог 20-летней работы Ту-124

Всего потеряно 18 Ту-124, из них 14 — в ГА СССР, 3 — иностранными военными и 1 — чехословацкой авиакомпанией CSA. «Пиковыми» по потерям стали 1970 и 1973 годы. Самой тяжелой потерей стала катастрофа в 1979 году в Тамбовской области, когда погибли 63 человека.

Из-за ошибок личного состава потеряно 72% Ту-124, по причине отказа авиатехники — 22%, еще в 6% случаев точную причину происшествий установить не удалось.

Все катастрофы и происшествия Ту-124 

  • 21.08.1963 г. — Ленинград — посадка из-за поломки шасси на воду Невы. Выжили все.
  • 08.03.1965 г. — Куйбышев — выход из строя авиагоризонта при наборе высоты, упал в поле. Погибли 30 из 39 человек, находившихся на борту.
  • 10.11.1965 г. — Мурманск — при заходе на посадку не выдержал глиссаду и упал на лед озера Килпъярв. Погибли 32 из 64 человек, находившихся на борту.
  • 27.07.1966 г. — около Запорожья — подхвачен восходящим потоком воздуха, но экипаж сумел выровнять машину. Скончался от сердечного приступа один пассажир из 90 человек (явный перегруз!), находившихся на борту.
  • 07.03.1968 г. — Волгоград — при взлете случайно были выпущены интерцепторы, экипаж сумел выровнять машину. Из-за пиковой кратковременной перегрузки от сердечного приступа скончался один пассажир из 49, находившихся на борту.
  • 29.01.1970 г. — Мурманск — при заходе на посадку самолет задел сопку. Погибли 11 человек из 38 находившихся на борту.
  • 2.09.1970 г. — в 70 километрах от Днепропетровска самолет рухнул в поле и взорвался. Погибли 37 человек, находившихся на борту. 
  • 12.12.1970 г. — Стригино (Нижний Новгород) — пожар, возникший в электропроводке во время запуска двигателей. Выжили все.
  • 09.07.1973 г. — Куйбышев — разрушение правого двигателя, самолет сел на одном. Погибли 2 человека (убиты осколками мотора) из 61.
  • 20.10.1973 г. — Казань — при посадке выкатился за пределы ВПП. Выжили все.
  • 16.12.1973 г. — Московская область — триммер руля высоты самопроизвольно перешел в положение пикирования, самолет разбился. Погибли все 51 человек, находившиеся на борту.
  • 23.12.1973 г. — Львов — в полете загорелся левый двигатель, что привело к выводу из строя тяг управления самолетом. Погибли все 17 человек, находившихся на его борту.
  • 03.01.1976 г. — деревня Санино Московской области — отказ авиагоризонта, самолет упал на деревню. Погиб 61 человек, находившийся на борту, и один человек на земле.
  • 29.08.1979 г. — около города Кирсанова Тамбовской области — на эшелоне по неизвестной причине выпустились закрылки, самолет сорвался в штопор и развалился в воздухе от перегрузок. Погибли 63 человека, находившиеся на борту. 

А ЕЩЕ БЫЛ СЛУЧАЙ

Чудо на Неве

Летом 1963 года в Ленинграде произошел уникальный для мировой гражданской авиации случай — пассажирский Ту-124 совершил посадку на воды реки Невы. При этом никто из 44 пассажиров не пострадал.

Рейс этот, следовавший из Таллина в Москву, с самого начала не задался. После взлета не убралось переднее шасси, и самолет направили в Ленинград, где ему предстояло совершить аварийную посадку. Однако перед посадкой следовало выработать топливо, Ту-124 кружил над Ленинградом, когда один из двигателей внезапно заглох. Диспетчерские службы дали разрешение срезать путь до аэродрома и лететь через центр города. Но когда экипаж сменил курс — отказал и второй двигатель. Командир экипажа Виктор Мостовой со вторым пилотом Василием Чеченевым приняли решение садиться на воду. Самолет приводнился спустя 14 секунд после отказа второго двигателя.

Комментирование и размещение ссылок запрещено.

Обсуждение закрыто.