Фoтo: ufsf.com.ua
Этoт сeзoн выдaлся oчeнь нaсыщeнным для xaрькoвскoгo тaнцeвaльнoгo дуэтa Дaрья Пoпoвa и Влaдимир Бeликoв.
Вeдь oни рeшили сoвмeстить выступлeния в юниoрax сo взрoслыми сoрeвнoвaниями. Выигрaв в кoнцe дeкaбря в oтсутствии трaвмирoвaнныx Aлeксaндры Нaзaрoвoй и Мaксимa Никитинa чeмпиoнaт Укрaины, Дaрья и Влaдимир пoлучили прaвo прeдстaвлять стрaну нa чeмпиoнaтe Eврoпы в Минскe.
Тaм, пoкaзaв eдвa ли нe лучшиe прoкaты в сeзoнe, oни зaняли 16-e мeстo, сдeлaв чeтырe шaгa ввeрx пo срaвнeнию с прoшлoгoдним дeбютным для ниx eврoфoрумoм в Мoсквe.
A в нaчaлe фeврaля учeники Гaлины Чурилoвoй и Мaрьяны Кoзлoвoй дoбaвили к нaциoнaльнoму зoлoту eщe и трeтий в кaрьeрe титул сильнeйшeгo юниoрскoгo дуэтa Укрaины, oбeспeчив сeбe тeм сaмым путeвку нa чeмпиoнaт мирa срeди юниоров, который 4-10 марта пройдет в Загребе.
РАНЬШЕ СЧИТАЛИ ШАГИ, А ТЕПЕРЬ ТАНЦУЕМ
— Для вас это будет третий совместный чемпионат мира среди юниоров. Чем запомнились предыдущие соревнования, которые проходили в Тайбэе и Софии?
Попова: — Честно признаться, я мало что помню о нашем первом «мире». Я была совсем юная, для меня все было в новинку. Я бы сказала, что не до конца понимала, где нахожусь, это было как-то неосознанно. В Софии в прошлом году мы тоже не особо блеснули. Дело в том, что когда ты маленький и неопытный, то думаешь о шагах, о том, что здесь тебе нужно сделать крюк, а дальше твиззл.
Сейчас все воспринимается по-другому. Мы — танцы на льду, мы должны делиться своим настроением с публикой. Все должно выглядеть легко и непринужденно, люди должны не в наши элементы углубляться, а наслаждаться шоу.
— С точки зрения психологии вам, наверное, легче выходить на один лед со сверстниками, уже имея за плечами опыт выступлений на взрослых стартах, тем более таких, как чемпионаты Европы?
Беликов: — Нет, особенно, когда этот лед в Киеве. Выступать на национальном чемпионате даже сложнее, чем на международных стартах. Потому что там ты уже представляешь страну, а здесь тебе нужно среди равных еще доказать свое право на это.
— Напряжением объясняется то, что вы ошиблись в коротком танце на юниорском чемпионате Украины?
Попова: — Я понимаю, что это мало кого интересует, но у нас была всего неделя на подготовку к юниорскому чемпионату Украины. Мы просто не успели восстановиться после Минска.
— Мне кажется, что это был ваш первый серьезный сбой в этом сезоне?
Беликов: — Пусть он таким и остается, первым и единственным.
— Дабы совмещать выступления по взрослым и юниорам, вам ведь фактически пришлось готовить три танца?
Беликов: — Да. Произвольная программа у сеньоров это плюс два элемента и где-то сорок секунд музыки. В коротком танце танго романтика меняется на аргентинское. Последнее, конечно, чуть легче, потому что у юниоров нет таких сложных шагов.
Попова: Перед европейским чемпионатом у нас даже были небольшие сбои, когда мы работали над танго. Вова ехал одни шаги, а я другие. Потому что когда устаешь, в голове все начинает путаться.
Беликов: — У нас в этом сезоне было большое количество стартов подряд. Мы прошли Дортмунд, контрольные прокаты в Киеве, два этапа юниорской серии «Гран-при» в Каунасе и Любляне. Все они выдались для нас удачными. Потом был перерыв и дальше выступление по сеньорам — Рига, Таллин, чемпионат Украины, и, наконец, Минск.
В МОСКВЕ ХОТЕЛОСЬ КУДА-ТО СПРЯТАТЬСЯ
— Когда вы узнали, что будете представлять Украину на чемпионате Европы?
Беликов: Недели за две до отъезда в Минск. Конечно, это было неожиданно. Как мы отреагировали? Страна сказала надо, значит, надо. А как по другому, если сложилась такая ситуация и лидеры сборной травмировались. Федерация в нас поверила, мы просто не имели права ее подвести.
— Александра Назарова и Максим Никитин имеют более богатый опыт за плечами . Периодически тренируясь с лидерами сборной на одном льду, вы наверняка чему-то научились?
Беликов: — Мы учимся всегда! В Минске, например, четыре дня катались на одном льду с Пападакис и Сизероном. Конечно, это был очень интересный и полезный опыт. Вообще, мы стараемся от каждой пары, вне зависимости от имени, что-то почерпнуть.
Попова: — От себя добавлю, что меня всегда восхищала креативность Саши и Максима. Они все время находятся в творческом поиске. И являются примером того, что можно самим придумывать что-то новое, и нравиться людям.
— Для вас это был второй в карьере чемпионат Европы. Что было сложнее дебютировать в Москве? Или выступать на минском льду, когда вы уже знали, что это такое?
Попова: — В Москве мы были еще неуверенные в себе, зажатые и скованные. Хотелось куда-то спрятаться. В этом году мы выходили на лед совсем с другими ощущениями. Хотелось не просто выступить, а поделиться своим настроением со зрителями, самим получить удовольствие от катания и чтобы люди это тоже почувствовали.
— Галина Чурилова в интервью нашим коллегам призналась, что вы ее приятно удивили своим катанием в Минске. Как часто от нее можно услышать такую похвалу?
Беликов: — Я услышал впервые и то от вас, а не от нее напрямую.
Попова: — Добиться похвалы Галины Владимировны действительно непросто! Тем более такой: что это был лучший прокат. Обычно она говорит: нормально, хорошо или же просто не возвращается к этой теме, если были какие-то ошибки.
ЗОЛОТОЙ УЧЕНИК СО СВОИМИ ТАРАКАНАМИ
— Произвольный танец в этом сезоне у вас несколько отличается от всего того, что вы катали раньше. Он воздушный, нежный, романтичный — насколько сложно было в него вжиться?
Попова: — Лично мне поначалу было очень сложно. Мы много работали над хореографией и в зале, и на льду. С нами занимался постановщик из театра. И все равно наша программа, как мне кажется, до сих пор до конца недоработана, из нее можно еще очень много выжать.
— Владимир, а вам сразу пришлась по душе идея кататься под «Ноктюрн» Шопена?
Беликов: — Меня поставили перед фактом, дескать вот музыка для новой программы и она тебе нравится. Я сказал, хорошо и пошел кататься.
— Да вы просто золотой ученик, как я погляжу!
Беликов: — Нет, есть у меня свои тараканы! (Улыбается). Но о музыке-то чего спорить. Ведь прежде, чем выбор пал на нее, была проведена огромная работа: в чем мы будем органичны, что будет красиво смотреться на льду, что будет наиболее выигрышно для нас в следующем сезоне. Мне приносят готовый вариант, в котором все это учтено. Я что дурак отказываться. Ну и если уж на то пошло, нельзя выбирать для программы музыку, которая тебе нравится, потому что уже в середине сезона ты от нее будешь блевать. Представьте, каждый день по две тренировки слушать одно и тоже.
— Так тем более, разве не лучше, чтобы музыка тебе нравилась изначально?
Беликов: — Нет, потому что если сначала тебе она не нравится, то к середине сезона ты начинаешь к ней привыкать, а к концу, глядишь, уже вроде и полюбил немного. Поэтому люди в основном и выбирают музыку по принципу, чтобы была неплохая. Нельзя кататься под то, что ты прям каждый день в наушниках готов слушать. Потому что после трех месяцев летних сборов и девяти — сезона это будет невыносимо.
— Лидерами в европейских танцах на льду и не только являются вышеупомянутые Габриэлла Пападакис и Гийом Сизерон. Некоторые критикуют французов за то, что они работают только в одном стиле. Какой путь вам кажется более привлекательным найти свой стиль и работать в нем, как Пападакис и Сизерон или же пытаться быть разными, как те же Назарова и Никитин?
Беликов: — Если это стиль, в котором ты чемпион мира, Европы и призер Олимпиады, почему нет? Я не понимаю тех, кто критикует французов за то, что они уже пять лет якобы катают одно и тоже, мол, так каждый может. Так пойди и сделай хотя бы также! Почему то пока никто не смог к ним даже приблизиться. В своем стиле они — непревзойденные гении.
Попова: — Факт остается фактом, французы — сейчас сильнейший танцевальный дуэт в мире. В принципе, я считаю, что это неплохо найти свой собственный стиль, тем более такой, который никто не может повторить. Главное его развивать и не останавливаться. К тому же в коротком танце они бывают разными. Если в прошлом году это была румба, то в этом — танго. Согласитесь, это совсем другое настроение. И, к слову, я бы сказала, что их произвольный танец в нынешнем сезоне отличается от всех предыдущих, в нем использована более современная музыка.
КАК В БАСНЕ КРЫЛОВА
— Можете вспомнить ваши первые совместные тренировки на льду? Сразу ли вы поняли, что из вашего союза может получиться пара достаточно высокого уровня?
Попова: — Мы с Вовой ничего не понимали. А вот тренеры, наверное, что-то знали. (Улыбается). Меня просто поставили перед фактом, что ты завтра выходишь на лед с Беликовым. Да, я поначалу каталась немного хуже, чем Вова. Все-таки у меня было меньше опыта. Мы очень долго привыкали друг к другу, много ссорились. В пару мы стали весной, а летом и бросать пытались, и расходились, все было.
В общем, процесс притирки был сложным. Но сейчас мы выросли и стали прислушиваемся друг к другу. И должна сказать, что кататься стало намного легче. Сейчас мы на льду как единое целое.
Беликов: — На самом деле, я уже плохо помню, как мы начинали. Мне кажется, что это было так давно, хотя прошло всего три года. У меня до этого была другая партнерша, я вернулся с ней с юниорского чемпионата мира и Галина Владимировна сказала, что будем делать новую пару с Дашей Поповой. Я не задавал вопросов — почему, зачем. Тренеру всегда виднее. Как уже сказала партнерша, процесс притирки был непростой. Скатывание пары ведь происходит не только на льду, но и за его пределами. Ты огромное количество времени проводишь с человеком. Если посчитать… Начинаем в 7.15. Час акробатики, потом два часа льда, дальше перерыв, еще час льда и час ОФП. В день мы по шесть часов вместе, это из 24. И еще восемь из них ты спишь. А на стартах эта цифра увеличивается вдвое, вместе на завтраки, обеды и ужины, везде — вместе, вместе, вместе. А у каждого свои тараканы в голове, нужно время, чтобы приспособиться. Сейчас, все — слава Богу.
— Прошлый сезон начинался для вас тяжело. Владимир получил осколочный перелом голеностопа. Но судя по тому, как вы прибавили в катании за последние два года, правду говорят, что не убивает, то делает сильнее?
Беликов: — Я перевернул этот страшный лист в своей жизни. Это случилось не в Украине, в Германии. Были проблемы со страховкой. Плюс немецкие врачи говорили: «Все, можешь попрощаться со спортом!». Родители в панике, мы в панике. Но потом нашли гениального дяденьку (врача), и все — ножка целая, можно кататься.
Попова: — На самом деле это все поменяло в нашей паре, мы будто посмотрели друг на друга другими глазами. Тогда одним махом на нас столько свалилось. Эта травма. Пока Вова не мог кататься, у меня случился переходной возраст. Он вернулся на лед, а я совершенно другая, оформилась, выросла.
Беликов: — Честно говоря, до этого мы были как лебедь, рак и щука из басни Крылова. Каждый тянул в свою сторону. А потом вдруг упали в одну яму, и из нее пришлось вместе выбираться. Взялись за руки и пошли наверх, другого варианта не было. Так что правду говорят: все, что ни делается, к лучшему.
Анна САВЧИК, Спорт-Экспресс в Украине