Гeннaдий Сaртинский. Фoтo Пaвлa КУБAНOВA, «СЭ» в Укрaинe»
В интeрвью «СЭ» глaвный трeнeр сбoрнoй Укрaины пoдвeл итoги уxoдящeгo гoдa, oцeнил пeрспeктивы кoмaнды в Тoкиo-2020 и рaсскaзaл o тoм, чeгo нa сaмoм дeлe стoилo eгo учeнику Oлeгу Вeрняeву сeрeбрo чeмпиoнaтa мирa в Дoxe.
Пoслe втoрoгo мeстa в упрaжeнияx нa брусьяx нa чeмпиoнaтe мирa в Дoxe укрaинский гимнaст Oлeг Вeрняeв нe дoлгo пoчивaл нa лaврax. Нe прoшлo и двуx нeдeль, кaк oн oтпрaвился в сoрeвнoвaтeльнoe турнe пo Eврoпe. Снaчaлa былo двa стaртa в Швeйцaрии, зaтeм — в Гeрмaнии.
Причeм, eщe пeрeд пeрвым турнирoм, кoтoрый прoxoдил в Кьяссo, у гимнaстa возникли проблемы со здоровьем. Тем не менее он продолжил выступать, и даже выиграл брусья на Кубке мира в Котбусе.
СНАЧАЛА ЗДОРОВЬЕ, ПОТОМ НОВЫЕ ЭЛЕМЕНТЫ
— Вы с учеником не рассматривали вариант поберечься или травмы оказались не столь серьезными, чтобы сниматься с соревнований?
— Олег подвернул правую ногу, сходя с автобуса по дороге в Кьяссо. Но к началу соревнований она вроде бы прошла. И раз уж мы приехали, надо было выступать. Но уже на самом турнире он не смог справиться с прыжком и повредил другую ногу — левую. А тут буквально через три дня следующий турнир в Цюрихе. Найти замену мы не смогли. Петя Пахнюк тоже был травмирован и так получилось, что пришлось снова выйти на старт Олегу. Такова жизнь гимнаста, по-другому в нашем виде спорта не получается. Приходится мириться с тем, что бывают какие-то неудачные полосы, преодолевать их и идти дальше.
— Середина декабря, когда все старты уже позади, что это за период для гимнастов и тренеров сборной Украины?
— Все готовятся к отдыху, но при этом поддерживают физическую форму, кто-то разучивает новые элементы.
— Есть ли у вас с Олегом планы относительно новых элементов особенно применительно к брусьям, где, как показал чемпионат мира, он все-таки уступает в сложности теперь уже двукратному чемпиону на этом снаряду Цзоу Цзинюаню из Китая?
— Китаец на сегодняшний день самый сильный брусист мира, у него и качество исполнения очень хорошее, и база высокая. У нас в планах есть ряд элементов, и не только на брусьях, но их изучение требует времени и здоровья. Олегу прежде, чем думать об усложнении комбинаций необходимо восстановиться. Сейчас ряд мелких травм не позволяет ему тренироваться в полную силу.
— Олег в интервью нашему изданию признался, что когда на чемпионате мира в финале на брусьях перед соскоком с одной жерди спустился вниз, то очень испугался, потому что это был внеплановый элемент, и за доли секунды у него вся жизнь перед глазами промелькнула, а что происходило в тот момент с вами?
— Тоже самое. Я думал, что он может ошибиться, а в сложившейся ситуации даже минус одна десятая оказалась бы критичной. Вообще, он владеет этим элементом, но мы его давно не делали. А тут ему приходится уходить вниз. А вниз ушел, надо подниматься, а это не так-то просто. Но он справился, Слава Богу.
— Какие у вас были мысли относительно перспектив вашего самого титулованного ученика в этом сезоне, когда он только начинал восстанавливать свои программы?
— Я знал, что будет очень тяжело, потому что он не тренировался порядка восьми месяцев. После такого перерыва за полтора месяца подготовиться к чемпионату мира сложно. Надо и физику подтягивать, и выносливость, и общее состояние. В конце подготовки мы уже сосредоточились на трех снарядах, причем, брусья доводили до хорошего качества непостредственно в Дохе.
— Перед чемпионатом мира вы не связывали больших надежд с многоборьем, а перед финалом даже думали сниматься из-за боли в плече, по словам самого Олега. После того, как он на первом месте встретил экватор соревнований, не думали, что может случиться чудо?
— Нет. Олег сделал кольца, прыжок, брусья и «умер». Когда он подходил к перекладине, я уже видел, что он просто физически ее не вытянет.
— Сейчас Олег уже открыто говорит о том, что ему не хватало мотивации после Олимпиады и что перерыв, связанный с операциями и восстановлением, помог ему соскучиться за гимнастикой и вернуть то настроение, с которым он работал до Рио. Вы не могли не видеть, что с ним происходило, пытались что-то предпринимать?
— Нет, здесь время — лучшее лекарство. Конечно, когда Олег в статусе олимпийского чемпиона вернулся домой, его ждали и честь, и слава, и похвала. Но для того, чтобы был результат, надо работать, а работать уже не так хочется, потому что ты вроде бы уже всего достиг. Плюс эмоциональная усталость сказывается. Так было не только с Олегом. Многие спортсмены делают перерыв после таких успехов, просто кто-то восстанавливается, а кто-то — нет.
РАДИВИЛОВ ОТДЕЛАЛСЯ ЛЕГКИМ ИСПУГОМ
— В отличие от Верняева для Игоря Радивилова Олимпиада-2016 сложилось неудачно. Тут получился обратный эффект, он с еще большим рвением начал работать после Рио?
— В принципе, да. Игорь много трудится, старается. Но, как видите, не все зависит только от наших усилий. На чемпионате Европы серебро у него было, а на «мире» завоевать медаль не получилось. В гимнастике чуть ошибся — и все, до свидания.
— Радивилов второй год подряд выходит в финал чемпионата мира на кольцах, что уже само по себе серьезное достижение. Но чего, на ваш взгляд, ему не хватает, чтобы бороться за награды?
— На кольцах очень сильная конкуренция. У соперников Игоря хорошее качество исполнение, а база чуть выше. А в гимнастике там чуть-чуть, здесь чуть-чуть — и вот он результат. Точно также и у Олега. Если китаец делает свою комбинацию на брусьях идеально, его трудно обойти. А у нас тут ошибочка, там ошибочка. На кольцах, может быть, просто ошибки менее заметны. Вроде бы все делают одинаково, но судьи все-таки выводят кого-то на первое место, кого-то — на второе, и.т.д.
— То, что произошло с Радивиловым в квалификации чемпионата мира это форс-мажор или же все-таки здесь имел место фактор снарядов, а они, судя по отзывам спортсменов, оставляли желать лучшего, я имею в виду фирму-производителя, которая обслуживала чемпионат мира — «Тайшань»?
— Конечно, это был форс-мажор чистой воды. У Игоря просто поехали руки при отталкивании. С Олегом тоже такое случалось — на соревнованиях в Англии. Он на разминке плашьмя упал, и потом еще минут десять не мог отойти. Игорь в плане возможного вреда здоровью еще отделался легким испугом, можно было гораздо сильнее удариться. И китайская фирма здесь ни при чем. Просто соревнования проходили в высоком темпе, и он не успел подготовить снаряд как следует.
— Правильно ли я понимаю, если бы не это падение Радивилова, мы бы вышли в командный финал в Дохе?
— Не только Радивилова. На вольных упражнениях ошибся Олег и упал Владислав Грико. Если бы не это, думаю, мы спокойно могли бы стать шестыми.
МОЖЕМ ПОБОРОТЬСЯ ЗА ТРОЙКУ НА ИГРАХ В ТОКИО
— Геннадий Людвигович, обозначая задачи на чемпионат мира, вы отмечали необходимость просмотреть конкурентов и подготовиться на следующий год, чтобы на чемпионате мира в Штутгарте-2019 попасть в число девяти команд, которые получат пропуск в Токио-2020. Поделитесь своими впечатлениями относительно увиденного и наших перспектив?
— Если восстановятся Пахнюк и Верняев, с учетом того, что у нас есть хорошая молодежь, думаю, мы сможем побороться даже за тройку на Играх в Токио. В девятку на следующем чемпионате мира, которая получит олимпийские лицензии, мы должны попадать спокойно , опять же если все будут здоровы.
— Какова будет командная тактика в подготовке на следующий сезон: подтянуть отстающие виды, в частности перекладину или же еще больше усилить ведущие снаряды?
— В команде нам все снаряды нужно подтягивать не только проблемные — перекладину, а также вольные.
— Уходящий год запомнится болельщикам еще и успехами наши юных гимнастов, в частности Ильи Ковтуна, который стал чемионом Европы на брусьях среди юниоров и Назара Чепурного, который взял золото и серебро на Юношеской Олимпиаде в Буэнос-Айресе. По потенциалу этих ребят можно сравнивать с Верняевым и Радивиловым?
— Пока еще рано проводить такие параллели. У них нет таких ударных снарядов, как у Олега и Игоря. Ковтун хорошо работает на брусьях, но для того, чтобы он был конкурентоспособен на взрослом уровне, надо добавлять два элемента, да и вообще всю комбинацию усиливать. К тому же он достаточно высокий парень, в общем, там еще очень много работы. Но перспектива есть, как и в случае с Чепурным, которому возраст позволяет выступить уже на ближайшей Олимпиаде в Токио. В Буэнос-Айресе он далеко не весь свой потенциал реализовал, я бы даже сказал, выступил на троечку с плюсом, если оценивать по пятибалльной системе. Здесь он демонстрировал отличную готовность, но на месте что-то пошло не так, по моему мнению, это была чистая психология.
— Чем вообще вам запомнился уходящий год и каким он получился для сборной Украины?
— Не только у нас, во всем мире второй год олимпийского цикла считается переходным. Кто-то что-то пробует, явных лидеров нет. В 2019-м, думаю, будет увеличиваться сложность, могут даже новые имена появиться. Что касается результатов украинской сборной в этом сезоне, то главные старты, считаю, мы прошли нормально. На чемпионате Европы не выступал Верняев, но медаль завоевал Радивилов. В Дохе не получилось у Игоря, серебряным призером стал Олег. Команда тоже выступила неплохо, учитывая, что были травмированы Верняев и Пахнюк.
— Поскольку приближаются новогодние праздники не могу не поинтересоваться какие традиции есть в вашей большой гимнастической семье?
— Главная традиция — хорошенько отдохнуть, в двадцатых числах уже все начнут разъезжаться по домам. 4 января будем официально начинать тренироваться, но все съедутся уже после Рождества.
— Тяжело приводить подопечных в форму после праздничных застолий?
— Непросто, но у нас уже есть проверенный метод. Даешь нагрузку, ставишь задачи и вперед, все знают, что отступать нельзя.
— Чего бы вы пожелали своим подопечным в следующем году?
— Прежде всего, командой отобраться в Токио. Игорю Радивилову пожелаю того же отдельно, потому что он будет бороться за личную путевку через этапы Кубка мира на снарядах. Таким образом, мы надеемся получить пять мест на Олимпиаде.
Анна САВЧИК, Спорт-Экспресс в Украине