Нa трaссax кубкoв Eврoпы и мирa свoю дoрoгу в Пxeнчxaн прoлoжилa львoвянкa Oльгa КНЫШ. Фoтo: Из личнoгo aрxивa Oльги Кныш
Укрaинa нeспрoстa рaссчитывaлa нa квaртeт лыжникoв-aльпийцeв Пxeнчxaнa-2018, xoтя в итoгe всe пoлучилoсь вдвoe скрoмнeй.
Oднaкo, при этoм, нaш рaзгoвoр сo стaршим трeнeрoм сбoрнoй Тимoфeeм Eршoвым прoшeл бeз лишниx всxлипывaний.
A зaчeм? Рeбятa и дeвушки сделали максимум возможного при их ресурсах и потенциале. Во всяком, случае были близки к тому, чтобы поднять украинскую долю по сравнению с предыдущими Играми. Там, напомню, состязались Богдана Мацьоцка и Дмитрий Мыцак. Ему и нынче лицензия светила на все сто, но — травма. И где — аж в Чили!
— За четыре сезона моей работы с национальной командой бывало по-всякому, — берет слово Тимофей Ершов. — Но почти всегда исходили из резервируемой квоты допуска страны — 1+1. То есть, по одному олимпийцу в мужских и женских видах программы при условии вхождения в мировые «500» и набора FIS-пойнтов «меньше 120-ти» в технических дисциплинах (и «меньше 80-ти» в скоростных). Естественно, стремились пробиться вдвое большим числом спортсменов.
— Обычно, в Украине все жалуются на ограниченность выездов туда, где эти самые баллы разыгрываются. Надо полагать, наиболее привлекательный вариант — этапы Кубка мира. Что-то удалось?
— Давайте, по порядку. Реально следует говорить о периоде с 1 июля 2016-го. Так вот, согласно календарю, мы выполнили большинство задач, хотя случались отдельные отмены. При этом, находили дополнительные средства, чтобы попасть еще на пару турниров и приблизиться к цели.
И поймите, нам логичнее делать упор на Кубок Европы или на континентальные кубки, плюс на официальные соревнования под эгидой FIS.
— По степени конкуренции?
— Не только. Если мы уже находимся, предположим, на австрийском сборе, в 80 километрах от Зельдена, где проводится этап Кубка мира, то подобное совмещение возможно. Когда же город от города в тысяче километров, то обернуться никак. На все про все два тренера, имею в виду себя и Юлию Шепиленко, отвечающую за женский дуэт. У многих соперников целый штат специалистов включая и сервисменов, и медиков. Но мы отнюдь не склонны жаловаться — выбираем для дислокации Италию или ту же Австрию, а как только представилась счастливая возможность — выезжали на кубки Северной и Южной Америк.
— Тимофей, вы меня уже почти запутали и заинтриговали одновременно, что уже говорить о читателях! Расскажите, кто претендовал у нас на Олимпиаду и почему пробился/не пробился?
— У ребят это Иван Ковбаснюк из Закарпатья и Дмитрий Мыцак, родом из Борислава, а теперь студент одного из столичных университетов. Они оба относятся к профсоюзному ФСО «Украина», а у Ивана еще и Вооруженные Силы. У девчат – львовянка Ольга Кныш из спортклуба Avalanche и киевлянка Татьяна Тикун, представляющая армейский клуб и также Минобразования. По всем пяти олимпийским номерам программы отобрался Ковбаснюк, у которого сумма с запасом – 47,55. Пожалуй, решающим для него стал успешный результат на трассе спуска в Чили. То есть, Иван с учетом своих выступлений и принципов регламента, вправе закрыть еще и оба слаломных вида, и альпийскую комбинацию…
— Извините, перебью вас — а кто его личный наставник на малой родине?
— Первый тренер — мама Мария Васильевна, а во взрослом спорте — опытнейший Игорь Петрович Скрябин (сын которого, Николай Скрябин стал двенадцатым в комбинации Турина-2006. — Прим. Е.К.). Продолжая тему лицензий, скажу, что, по сути, решил вопрос и Мыцак, вышедший на отметку «64,73». Увы, травма, случившаяся на сентябрьском чилийском этапе, сделала невозможной вторую в карьере Олимпиаду. Благодаря показателю «46,69» в гигантском слаломе, завоевала пропуск на технические дисциплины Оля Кныш, кстати, воспитанница Юлии Шепиленко – участницы Нагано-1998. Да и в супергиганте имеется запас в виде «71,65».
— Тогда, не совсем ясно, почему она не получила, так сказать, всю палитру Пхенчхана, по аналогии с Иваном?
— Хороший вопрос. Дело в том, что требуется еще и допуск в спуске. Он обеспечил бы и участие в комбинации. К слову, ситуация для Тани Тикун сложилась такая, что пропуск в Корею могли дать именно скоростные виды. Она остановилась совсем рядом — на «82», а чтобы уловить, какой задел до «79,9», скажу, что цена секунды на дистанции колеблется от 15 до 20 очков на выходе. И нет сомнений, что подопечная Бориса Аркадьевича Брюханова сражалась до последнего. А ей не хватило каких-то десятых. Досадно, что и говорить.
— Суммируя — на что мы в силах замахнуться там, на Играх, и где вы проведете с двумя «К» — Кныш и Ковбаснюком — завершающий этап подготовки?
— 29 января вылетаем в Алма-Ату, где как бы — по дороге в Корею объединим и, собственно, лыжную работу, и адаптацию к широтам Дальнего Востока. А если нацеливаться на олимпийский результат, то было бы здорово в одной из дисциплин оказаться вплотную к ТОП-30, а еще лучше в самой «тридцатке». Это объективное видение того, на что сейчас готовы Иван и Оля. Но если ошибусь в пользу более высокой позиции — так кто же против?
— Стоп, чуть не забыл выяснить — а из числа призеров январского чемпионата Украины-2018, неужели никто не мог воспользоваться добытой Мыцаком лицензией, чтобы Украина делегировала троих?
— Смотрите, даже номинальный дублер того или иного обладателя квоты тоже обязан располагать и допуском на виды, и местом в «500», потому что «железная» цифра для национальной федерации, повторюсь, равна 1+1. Ко второму кандидату применимы дополнительные критерии. Сейчас, в Буковеле, поднялись на пьедестал, скажем, Юлия Маковецкая и Михаил Карпушин. Что свидетельствует об их перспективности. Но — в смысле зимних Игр-2022. А пока им предстоит вместе с товарищами по юниорской сборной — первенство мира среди ровесников в швейцарском Давосе. Оттуда тоже будем ждать приятных новостей.
Евгений КАРЕЛЬСКИЙ, Спорт-Экспресс в Украине