Ограбление в советском Донецке: преступников искали десять лет

Чтoбы oтсeчь пoгoню — пoдoжгли и брoсили кaнистру с бeнзинoм

Oгрaблeниe, кoтoрoe прoизoшлo 8 сeнтября 1977 гoдa вo двoрe AТП «Дoнeцккoммунтрaнс», нe срaвнится пo свoeй дeрзoсти с «oгрaблeниeм вeкa», кoтoрoe в тoм жe гoду, мeсяцeм рaньшe — 5 aвгустa, oргaнизoвaли брaтья Кaлaчян в Eрeвaнe. Нo, вoзмoжнo, имeннo «кaлaчянoвскoe» пoxищeниe пoлутoрa миллиoнoв рублeй из Гoсбaнкa вдoxнoвилo нa сoвeршeниe прeступлeния двуx мoлoдыx пaрнeй, рeшившиx рaзжиться крупнoй суммoй. 

К сoжaлeнию, пoдтвeрдить это не сможет никто: выхвативших из рук охранника мешок с 109 тысячами рублей право­охранители так и не нашли. И только из архивных материалов, тщательно изученных донецким журналистом Анатолием Жаровым, картина самого громкого ограбления возникает перед глазами спустя 40 лет.

…Тот фатальный четверг на предприятии был как раз днем зарплаты. По уже установленной схеме за деньгами в банк выехали бухгалтер и кассир. С ними — вооруженный охотничьим ружьем охранник Иван. Привычный маршрут «зарплатного» ПАЗа пролегал в центр города, ко Дворцу бракосочетаний. Именно там находилось отделение Госбанка. После получения денег на обратном пути бухгалтер попросила заехать в магазин «Музыкальная книга», узнать, не появилась ли книга, которая распространялась исключительно по подписке. После этого, спустя несколько минут, автобус отправился на предприятие.

Возле одноэтажного здания расчетного отдела уже толпились те, кому не терпелось поскорее получить заработанное кровью и потом. Вышедший из автобуса охранник, держа в руках мешок с купюрами, подмигнул работягам, мол, будет сегодня повод опрокинуть кружку пива. И тут произошло то, чего никто не ожидал. Со стороны общественного туалета к Ивану подбежал неизвестный с закрытым матерчатой маской лицом. Какие-то секунды — и он начал вырывать мешок из рук охранника. Раздались выстрелы, растерявшаяся толпа людей отпрянула назад. Противясь нападавшему, Иван пытался применить оружие, но грабитель выстрелил в него первым. Две пули, угодившие в грудь и живот, стали смертельными. Отстреливавшийся преступник, реагируя на любые движения, ранил также водителя автобуса и пятилетнюю дочь кассира, которая находилась в салоне. Мужчина, пытавшийся прий­ти на помощь охраннику, и девочка, ставшая случайной жертвой, к счастью, выжили.

С мешком денег и подхваченным ружьем убитого охранника грабитель бросился бежать во дворы. Очевидцы утверждают, что в спешке он даже было выронил мешок, но вернулся, чтобы подобрать. Действовал преступник не один — за воротами его ждал напарник на мотоцикле, лицо которого тоже скрывала маска. Подхватив товарища, он тут же умчался, а чтобы отсечь погоню, грабители подожгли и бросили канистру с бензином. В пламя, вмиг взметнувшееся на дороге, полетело и охотничье ружье убитого охранника. 

В материалах уголовного дела, которое насчитывало 12 томов, свидетели нападения описывали грабителей так:

«Первому на вид лет 30-35, плотного телосложения, рост примерно 178 см. Лицо овальное, волосы темные, пышные. Особая примета: при беге прихрамывал. Второй вел мотоцикл, на вид 28-30 лет, среднего роста, нормального телосложения, был в оптических очках и шлеме». 

Конечно же, милиционеры сразу же бросились раскрывать преступление по горячим следам. Вызванный на место кинолог с собакой, к сожалению, недолго прошли по следу злоумышленников — люди уже успели все затоптать. 

Ограбление АТП «Донецккоммунтранс» произошло в считаные минуты: преступник поджидал охранника с мешком денег во дворе предприятия, возле одноэтажного здания расчетного отдела. Фото: infodon.org.ua

Мотоцикл угнали, пистолет похитили

На следующий день, казалось, следствию улыбнулась удача: в двух километрах от автопредприятия обнаружили брошенный мотоцикл «ИЖ-Юпитер», рядом с которым валялся пакет с монетами на общую сумму 228 рублей 25 копеек. То ли грабители потеряли его в спешке, то ли не стали «мелочиться» — в сравнении с добычей в сто десять тысяч, что такое 200 рублей? Потянув за эту «ниточку», оперативники выяснили, что именно этот транспорт «участвовал» в ограблении. Выяснилось, что мотоцикл изначально был с коляской. Его угнали за два дня до нападения, коляску отцепили и бросили. Спидометр был вырван «с мясом», чтобы милиция не смогла вычислить километраж и таким образом установить место отстоя. Все указывало на то, что грабители разработали тщательный сценарий преступления и позаботились о том, чтобы замести следы. 

Следствие продолжалось: проверяли на причастность всех работников АТП, выясняли, с кем в магазине говорила бухгалтер и не могла ли она в это время позвонить преступникам. Но поиски подозреваемых так и не давали возможности пролить хоть какой-нибудь свет на их личности. Не помогло и то, что правоохранителям удалось установить, из какого оружия стреляли в охранника Ивана. Наган, кстати, тоже был похищен во время разбойного нападения на радиоцентр Азовского мореходства, которое произошло 27 августа 1977 года, незадолго до ограбления.

Милиционеры тогда сутками наблюдали за людьми, щедро сорившими деньгами в ресторанах или делавшими крупные покупки в магазинах, однако деньги, похищенные в «Донецккоммунтрансе», нигде не всплывали. Ориентировки с приметами преступников были разосланы в милицию соседних Харьковской, Запорожской, Днепропетровской, Ворошиловградской, Ростовской областей, а также Краснодарского края, Крыма и т.д. Следователи акцентировали внимание своих коллег из других регионов на том, что похищенные деньги могут всплыть среди картежников, особенно на черноморских курортах. В Главный информационный центр МВД СССР в Москве был послан запрос о том, не были ли зафиксированы по стране случаи применения таких же револьверов (наганов). Увы, отовсюду были получены отрицательные ответы.

Надежда на то, что преступление не станет «глухарем», а будет раскрыто, появилась весной 1978 года. Тогда были задержаны трое жителей Краснодарского края, которые напали на стрелка ВОХРа у себя в регионе и отобрали у него автомат, они впоследствии напали на кассира одного из магазинов в Донецке. Однако никто из них не признавал, что совершил ограбление на автопредприятии. 

Почти десять лет следователи пытались раскрыть дерзкое преступление. Ход расследования уголовного дела был на особом контроле не только в МВД УССР, но и в МВД СССР. Однако в апреле 1987 года на основании того, что лиц, совершивших преступление, так и не удалось установить, следствие было приостановлено. Всего по этому уголовному делу было опрошено более 500 свидетелей, проведено пять очных ставок. Но безупречно спланированный грабеж так и не удалось раскрыть.

В тему

«Лотерейный» налет под Киевом

Донецкое ограбление — не единственное, где преступники так и не были найдены. Нераскрытым осталось и дерзкое вооруженное нападение на сберкассу в поселке Янов на Киевщине в 1975 году. Преступление произошло на глазах нескольких десятков свидетелей. Сберкасса располагалась на железнодорожной станции, и в тот день в помещение набилось немало народа — привезли таблицу лотерейного розыгрыша. Преступников было четверо, все они были вооружены пистолетами. Потянувшуюся к «тревожной» кнопке кассиршу, которой едва исполнилось 20 лет, застрелили первой. Затем бандиты убили еще двоих посетителей — грузчика со станции и милиционера. Пока двое налетчиков держали на мушке людей, двое других проникли внутрь кассового помещения. С собой они унесли около 50 тыс. рублей — милиционеры потом долго разбирались, откуда вообще в заштатной сберкассе вдруг оказалась столь крупная сумма. В разное время по этому делу задерживалось более 100 человек — наверное, это рекорд для подобных дел. Но всех их пришлось отпустить — настоящих преступников так и не вычислили.

Комментирование и размещение ссылок запрещено.

Обсуждение закрыто.