Пытаясь ответить на этот вопрос, каждый будет помнить Винсента Ван Гога, Вирджиния Вульф и Робин Уильямс. В том, что люди были, без сомнения, творческими натурами и испытали серьезные проблемы с психическим здоровьем. На самом деле, примеров так много, что трудно усомниться в связи между психическим здоровьем и творчества.
Подтверждают ли эта связь поиска? Больше нет, чем да. На самом деле, некоторые работы на эту тему довольно мало. Из 29 исследований, проведенных до 1998 года, в рамках 15 не удалось установить, что ищет отношения, 9 работ подтверждают 5 другие не дают четкого ответа. Кроме того, большинство этих исследований обзоры литературных данных, что строго научный эксперимент, который под силу определить единый причинно-следственная связь.
Основная трудность на пути исследователей, — отсутствие четкого определения творчества. В ответ, исследователи часто работают с упрощенными (работы) шаблоны для творчества. Например, в 2011 году исследование, ученые определяют творческие способности человека, основываясь только на свою сферу деятельности. Все художники, фотографы, дизайнеры и ученые были автоматически классифицированы исследователями к категории творческих людей, без учета опыта и достижений работников. Основываясь на данных шведской переписи населения, ученые пришли к выводу, что люди, которые страдают от биполярного расстройства, имели на 35% больше шансов быть представители перечисленных профессий. Ученые не принимают во внимание степень тяжести заболевания, относя к биполярным расстройствам, тревожности, депрессии и шизофрении. Очень небольшой список проверенных областях деятельности не позволяет однозначно связать с профессией человека, с его склонностью к психическим отклонениям.
Чаще всего для обоснования связи психического с творчеством цитируют исследование, Нэнси Андреасен (Nancy Andreasen), опубликованной в 1987 году. Исследователь проанализировал психическое здоровье 60 человек, половина из которых были писатели. Как показало Андреасен, писатели были более склонны к биполярному расстройств, чем остальные участники исследования.
Несмотря на значительную цитату, это исследование было серьезной критике. В частности, была спроектирована под сомнение эффективность подхода, основанного на интервью, для получения достоверных данных необходимы более четкие и понятные критерии. Критики Андреасен также отметили, что для большей объективности, интервьюер не должен был видеть участников исследования — печати внешний вид и манеры человека, и место, где происходит разговор, может исказить выводы исследователя. Например, многие писатели, для встречи с Андреасен выбрал избранное «творческого убежища» — уединенные места, где можно заниматься работой, устраняя отвлекающие факторы. Этот выбор может быть ошибочно истолкована и автор работы, как проявление социальной фобии или другого характера.
Известны и более обширные исследования, опубликованные в первой половине века XX. например, в 1904 году, Хэвелок Эллис (Havelock Ellis) изучил биографии более 1000 творческих деятелей и не нашли связи между психическими расстройствами и заболеваниями. В 1949 году, на эти выводы подтверждает новое исследование, охватившее 19 тысяч немецких художников и ученых, живших в последние триста лет.
Почему же, несмотря на отсутствие научных доказательств, связь безумия и гениальности сегодня кажется почти аксиомой? Психолог Арне Дитрих (Арне Дитрих) объясняет:
«Мы видим только то, что на поверхности. История о том, как Ван Гог отрезал себе ухо, но и продолжительные споры об истинности этого факта, делают эту пример в нашем сознании, необычайно яркий. Мы не можем быстро вспомнить художника, который был в то же время, был гением и психически здоров. Интуитивно мы считаем, что факты, которые легче запомнить все, происходят более часто. Таким образом, яркие примеры, часто несправедливо считаются типичными».
Связана ли гениальность с психическим здоровьем?
Алексей Кудрин