На «Золотой маске» на сцену вышли пьяные актеры

фoтo: goldenmask.ru

Тeaтр им. Жeлaющиx пoсмoтрeть «Пьяныx» бoльшe, чeм пoсaдoчныx мeст, пoэтoму в oркeстрoвoй ямe выстaвили двa рядa, и нa ниx усaдили свoиx, тeaтрaльныx. A тут — пьeсa Ивана Вырыпаева, который считается одним из лучших драматургов нашего времени. Понятно, что пьяные люди — это метафора, абсурд, которые позволяют автору проговорить что-то главное, разобраться в человеке, заблудившемуся в самом себе и в мире. На трезвую голову это уже невозможно — как говорится без поллитра тут не разберешься. Поэтому герои вырыпаевской пьесы не стоят на ногах — и мужчины, и женщины ходят и бегают по наклонной плоскости зигзагами, заплетая ногами, да просто валясь с угрозой покалечиться. Первый акт — это четыре сцены с людьми разных возрастов и социальных слоев: от уличной проститутки в балетной пачке до менеджеров банков и банкиров в стильных костюмах. Обмен репликами, короткий и рваный: один бросает мяч: «Твою маму убил кот» — другой, получив пас, отдает обратно: «Мою маму убил кот? Ну, что здесь, кажется, такого? Но из бесконечных повторов и мини-историй вырисовывается история каждого, которая во втором акте складывается в общий пазл. Тут Вырыпаев мастер — слово, сказанное в начале, находит своё место в предложении середины действия и срастается с общим текстом в финале. Всё логично, остроумно, концы с концами ловко сходятся, не увязываясь в запутанные узлы, что редко можно наблюдать в современной драме. Но не только профессиональным умением сильна эта пьеса, а идеологическим посылом. Пока же посмотрим, что происходит на наклонной плоскости. Две пары пьяных, но дорого одетых людей обсуждают смерть мамы от кота (будто бы животное оказалось аллергичным). Тот, что ноющим голосом отстаивает бессмертие мамы, признаётся, что переспал с женой друга, а тот покачивается рядом. Или четыре пьяненьких молодых менеджера гуляют на мальчишнике перед свадьбой одного из них. Встречают уличную проститутку в балетной пачке, которая говорит цитатами из фестивального фильма. А менеджер женится не на той, что планировал, а на пьяной девушке на остановке — от нее в первом акте ушел жених. Во втором акте все пути сойдутся, сплетутся и выяснится, что, находясь в состоянии нестояния, каждый ищет любви и Бога. Причем, имя последнего используется в жёстком контексте с употреблением неблагозвучных слов, типа «говно» — именно в нём утопают герои. Что интересно, многократное повторение в разных комбинациях этого слова ничуть не оскорбляет зал — а это признак того, что не о нём речь: в контексте, в подтексте любовь и жалость. У Вырыпаева она выражена жёстким глаголом повелительного наклонения «Не ссать!». Перед Богом. И это выход из норки, куда люди по слабости своей или недоумию загнали себя. Очень хороша работа актеров, несколько из них номинированы на «Золотую Маску» — Марина Игнатова, Анатолий Петров. Как и сценограф Александр Шишкин с режиссером Андреем Могучим, которые сумели из пьяных заблудших сделать разумных трезвых.

Комментирование и размещение ссылок запрещено.

Обсуждение закрыто.