фото: Ксения Коробейникова
Придя на Пречистенку сразу попадаешь в Большой театр Бориса Мессерера с черно-белыми балеринами. У них антракт: одни – поправляют пуанты, другие – болтают, остальные – растягиваются. Фигуры восхищают четко выверенной линии и изысканностью скупой цветовой гаммы.
фото: Ксения Коробейникова
Напротив балерин – полотно с высохшими, недоеденными дольками арбуза. Сергей Бархин круговую композицию в форме арбуза назвал «Деликатесы. Десерт с Сальвадором Дали». Куски арбуза валяются на доске, покрытой землей. Она привезена из испанского Фигераса, где родился Дали. На работу пошло 78 десертных ложек земли: столько было лет Дали в момент создания произведения. Для остальных работ автор ограбил чернозёмы Цюриха, Мадрида, Сиракуз, Москвы и Воркуты.
С холстами Бархина соседствуют меткие иллюстрации к «Мертвым душам» Сергея Алимова. Серьезный, горбатый Николай Васильевич Гоголь придерживает цилиндр и будто восклицает: «Полюби нас чёрненькими, а беленькими нас всякий полюбит». Обрюзгший Чичиков высовывает нос из коляски, прикидывая, кого бы еще надуть. Рядом из рам глядят кувшинные рыла Собакевича, Коробочки, Плюшкина и других персонажей. Карикатуры, раскрывая подтекст, передают замысел писателя.
фото: Ксения Коробейникова
Второй зал наполовину занят работами Валерия Левенталя, который, увы, не дожил до этой выставки. Дочь привезла работы из США. Здесь его портреты, натюрморты, пейзажи и интерьеры. Квадратная дама в причудливой шляпке поедает чернослив, солнце ласкает геометрически выверенный сад с подстриженными кустами, бультерьер по-барски нежится на веранде роскошного дома: «Вытащил самый главный собачий билет», как булгаковский Шарик.
А Мария Федорова в своей графике фольклорные мотивы переделывает на современный лад. Ее сложные по цветовому решению сказочные коты, львы, грифоны, сирины и балаганные плясуны остаются верными народной традиции и современному пластическому искусства.
Интервью с Борисом Мессерером после официального открытия выставки.
– С какими трудностями сталкиваются художники, когда пишут мир балета?
– Балерин надо найти. Затем постараться выразить суть балетной классики. У меня получились балерины не в танце, а на отдыхе или в перерыве между занятиями. В то же время я смог передать их профессиональные движения.
– Ваш цикл «Балерины» создавался с 1974 по 1995 годы. Почему так долго над ним работали?
– Картины большие, поэтому время от времени я их дорабатываю. Нет начала работы и конца. То же самое с офортами: они создаются серией, в которую постоянно что-то впечатывается. Поэтому процесс растягивается надолго: от года и больше. Так что датировка моего цикла условная.
– Чьи работы на выставке вам понравились?
– Люблю картины Левенталя. У них очень американский дух. Ценю концептуальные работы Бархина и профессионализм Алимова.
– Сегодня в театре все чаще используют новые технологии. Значит ли это, что выживают художников?
– Художники сами себя выживают. В электронную эпоху они делают все с помощью компьютера. Я как консерватор поверяю свой замысел рисованием. Рука ведет художника. Я сторонник прорисовки каждой линии. Не люблю компьютерных декораций, поскольку они упрощают дело и не дают достичь высот.