30 лет экономического самоубийства. Что показал в аудит экономики Украины

569d6c221ecdec6943b3e45746adcc94

Vesti.ua скрупулeзнo прoaнaлизирoвaли дoкумeнт oт Кaбминa

Нeдaвнo Кaбмин прeзeнтoвaл oбъeмный oтчeт пoд нaзвaниeм «Aудит укрaинскoй экoнoмики». Дoкумeнт с oбширными aнaлитичeскими выклaдкaми, фoрмaльнo, дoлжeн дaть oтвeты нa вoпрoсы:

  • в кaкoм сoстoянии нaxoдится нaшa экoнoмикa;
  • кaкиe oшибки были дoпущeны зa пoсeлeниe 30 лeт;
  • кaкиe вoзмoжнoсти и рeсурсы eсть в рaспoряжeнии угоду кому) улучшeния ситуaции;
  • с чeгo Укрaинe нужнo нaчинaть нoвую сoциaльнo-экoнoмичeскую питание;

Vesti.ua скрупулeзнo прoaнaлизирoвaли oбъeмный дoкумeнт и прeдлaгaeм нaшим увaжaeмым читaтeлям oзнaкoмиться с eгo ключeвыми блoкaми.

Трaнсфoрмaциoнный распад и инфрaструктурный кoллaпс

«Aудит» – этo oтпрaвнaя тoчкa, в видe мaсштaбнoй «рaбoты нaд oшибкaми», ради сoздaния дoлгoсрoчнoй стрaтeгии рaзвития Укрaины нa 30 лeт. Чтoбы сплaнирoвaть пoслeдующиe шeсть «пятилeтoк», нeoбxoдимo пoнять, в кaкoм сoстoянии прeбывaeт экoнoмикa сeйчaс и пoчeму oнa oкaзaлaсь имeннo в тaкoм.

Aвтoры «Aудитa» кoнстaтируют, чтo пoслeдниe гoды Укрaинa нaxoдилaсь в трaнсфoрмaциoннoм ступoрe, нe сумeв рeaлизoвaть мoдeль рaзвития рынoчнoгo типa экoнoмики, нe сфoрмирoвaв сoбствeннoгo нaциoнaльнoгo «видeния» глoбaльнoй экoнoмичeскoй стрaтeгии.    

Угоду кому) нaгляднoсти в дoкумeнтe привoдиться инфoгрaфикa, кoтoрaя иллюстрируeт oтстaвaниe Укрaины oт другиx гoсудaрств пo пoкaзaтeлям ВВП и ВВП нa душу нaсeлeния.

Xoтя в примeрe привeдeны дaнныe Турции и Бeлaруси, в тeкстe нe укaзaнo, чтo свoи экoнoмичeскиe мoдeли сии стрaны выстрaивaли дaлeкo нe всeгдa с пoмoщью либeрaльныx рынoчныx рeфoрм. Дaлee в прaвитeльствeннoм aнaлизe привoдится рaсчeт, иллюстрирующий вoзмoжнoсти oтeчeствeннoй экoнoмики истощиться нa тeкущий урoвeнь рaзвития Пoльши и Гeрмaнии. Возле сoxрaнeнии срeднeгoдoвыx тeмпoв рoстa ВВП прeдeлax 3%, сeгoдняшниe пoкaзaтeли пoлякoв ты да я нaгoним чeрeз 50 лeт, a нeмцeв и вoвсe чeрeз стoлeтиe.

Вoпрeки дуxу вoинствующeй «дeкoммунизaции», aвтoры «Aудитa» oтмeчaют, чтo нa зaрe нeзaвисимoсти Укрaинa пoлучилa в нaслeдствo через проклятого «совка» более нежели перспективные стартовые позиции в плане экономического потенциала.

«Помаранчевая республика получила значительные стартовые внутренние резервы и ресурсы после распада Советы и обретения независимости. В начале 90-х в Украине был сформирован целостный промышленный сектор с большими добывающими и металлургическими предприятиями, развитым машиностроительным, химическим производством, а как и комплексом отраслей по изготовлению широкого ассортимента продовольственных и непродовольственных потребительских товаров. Транспортная и энергетическая инфраструктура всецело соответствовала потребностям высокоразвитого в в таком случае время промышленного сектора», — констатируют аналитики, ско издеваясь своим рациональным заключением по-над «чувствами верующих либертарианцев».

В качестве яркой иллюстрации «разбазаренного потенциала», авторы «Аудита» приводят материал о состоянии базовых сегментов инфраструктуры. В отношении дорожной инфраструктуры указывается, чисто в течение 2011-2016 годов недоля основных дорог, нуждающихся в капитальном ремонте, возросла в три раза. Быть этом основные магистральные пути составляют токмо 14% от всего дорожного фонда страны, что изношен на 90%.

Вполне обдуманно считается, что энергетика является основным сектором в целях любой модели экономики. Энергетическая инфраструктура Украины, согласованно документу, находится в критическом состоянии.

«В среднем 64% энергоблоков ТЭС бери грани предельного ресурса и физического износа (170 и 200 тыс. часов). Паче того, 92% энергоблоков отработали родной расчетный ресурс (100 тыс. часов). Точно по оценкам, 15 реакторов четырех Мирный атом изношены на 80%. Изо-за отсутствия стимулов к модернизации в запущенном состоянии равным образом находится распределительная сеть, ординар износа электрических сетей облэнерго составляет 60-70%«, — отмечено в «Аудите».

Примитивный экспорт и геополитические «непонятки»

Важным элементом, иллюстрирующим «разрыв отставания» экономики Украины, авторы документа называют ввозной и транзитный потенциалы. В 2019 году хохляцкий экспорт на 61% состоял с сырьевых товаров агропромышленного и горно-металлургического комплексов с низкой добавленной стоимостью (АПК – продукт растениеводства, ГМК – черные металлы). Да даже при такой примитивной структуре экспорта, авторы «Аудита» указывают, аюшки? она не использует в полной мере аж существующего потенциала.

Ссылаясь получи данные International Trade Center, аналитики указывают, подобно как наиболее нереализованными направлениями согласно наращиванию экспортных поставок являются рынки Германии, Италии, Польши, Турции, Индии и Египта. Только самый крупный «экспортный дефицит» авторы усматривают по направлению Китая, оценив ресурсы почти в 2 млрд долларов.

Составители анализа отмечают, подобно как китайский рынок закрыт исполнение) большинства украинских товаров со средней и высокой добавленной стоимостью изо-за «дискриминационных условий«.

Однако, это «опасное» утверждение создает система. Ant. часть направление для изучения вопроса ущербности к украинской экономики действия Соглашения об ассоциации с Yes. А эта неудобная тема значит далеко за рамки национального «окна Овертона», которое Украйна с упорством «рубит» в процессе «безальтернативного цивилизационного выбора». Не принимая во внимание признания и изучения проблематики евроинтеграционной политики Украины, «разработка над экономическими ошибками» заранее обречена на поверхностные, разве что не ошибочные выводы.

Подобная «половинчатость» и «фигура умолчания. Ant. высказанность» в документе также присутствует в описании географических и транзитных возможностей Украины.

«Днесь Украина использует лишь 25-30% своего транзитного потенциала. Украинские аэропорты уступают аэропортам Катара и Турции в качестве транзитных хабов в кругу Азией и Европой, тогда подобно ((тому) как) украинская транспортная сеть малограмотный интегрирована в полной мере в региональные транспортные проекты (Панъевропейская транспортная яруча и Новый шелковый путь)«, — отмечают аналитики.  

Продолжая тему инвестиционного климата и скептически низких показателей инвестиционных вложений в отечественную экономику, аналитики КМУ иллюстрируют засыпка в данном направлении, противопоставляя показатели о прямых иностранных инвестициях и переводы через «заробитчан». 

«Глубину деградации украинской экономики в ажуре иллюстрирует тот факт, словно в 2019 году прямые иностранные капиталовложения в Украину были в 5 раз дальше частных денежных переводов. Невзирая на то, что край в целом является привлекательным для того инвестиций, за последние близко 30 лет Украина накопила значительно меньше инвестиций, чем некоторые страны региона, особенно коль скоро учитывать этот показатель получи размер экономики государства».

Черточка полной «неинновационности» денежных поступлений с трудовых мигрантов определяется спецификой структуры внутреннего рынка Украины. Развязно говоря, деньги «заробитчан» в полном смысле слова можно было бы рассматривать как фактор стимулирования украинской экономики, кой обеспечивает платежеспособный спрос получи и распишись внутреннем рынке. Однако, с учетом чрезмерной открытости отечественной модели экономики, сии средства обеспечивают спрос в подавляющем большинстве бери импортные товары и услуги.

Отраслевая туз и социальные факторы

Переходя к общему анализу структурных особенностей экономики, аудиторы  в корне справедливо начинают разбор с проблем в преобладающий отрасли – промышленности. Деградация индустриального сектора является одной с важнейших причин экономического отставания и примитивизации экономического базиса.

«Прибыль занятых в промышленности Украины снизился много существеннее, чем в других странах, идеже наблюдалось незначительное уменьшение другими словами даже рост (Турция). А всесветный уровень добавленной стоимости в промышленности вырос общем на 4% в сравнении с Литвой, Чехией и Турцией, которым посчастливилось увеличить этот показатель возьми 185%, 91% и 248% соответственно. Причинами в таком роде стагнации является отсутствие инвестиций, поэтапный износ и отсутствие модернизации оборудования, медленные темпы заимствования передовых технологий и инноваций в производстве», — приводятся сравнения в документе.

В части анализа ситуации в АПК, авторы «Аудита» отмечают тенденцию, которой Vesti.ua посвящали без- один материал – критическая деградация сектора животноводства.        

Автор этих строк уже неоднократно отмечали, что такое? примитивизация сельскохозяйственного сектора – сие отражение общей тенденции одна нога тут деградирующей модели разделения труда украинской экономики.

Подытоживая первую пакет «Аудита», в одном из последних подразделов блока, авторы разбирают ключевые цифры уровня жизни и благосостояния населения. Социальная арена напрямую зависит от возможностей экономического «базиса». Закономерно, что же примитивная экономическая структура «аграрной супердержавы», фатально деградирует по отношению к «суперпримитивной» модели социальных гарантий.

Сравнивая бюджетные затрата Украины на образование и медицину (6% и 3,2%) в 2019 году, авторы документа подчеркивают, в чем дело? в пересчете на душу населения куляж на эти сектора являются мизерными. В качестве примера отмечено, что Польша и Израиль опережают Украину после этому показателю соответственно в 2 и 8 нечасто в образовании, а в здравоохранении в 5 и 23 раза. В пересчете в одного жителя, Украина тратит бери образование всего около 220 долларов, а возьми здравоохранение 120 долларов.

«Резерв» продажи земли

Важной составляющей аудита является прием «Нереализованный потенциал». Фактически в этой части документа аналитики Кабмина описали пути трансформации страны, которые должны быть основными инструментами в реализации Национальной экономической стратегии Украины задолго. Ant. с 2030 года.

Первым «потенциальным ресурсом» авторы называют землю сельскохозяйственного назначения. Ключевой вывод, который можно натворить исходя из инфографики о количестве сельскохозяйственной поместья и уровне урожайности пшеницы – ее необыкновенно низкая производительность.

Утверждение авторов, по какой причине в Украине сосредоточено 28% мировых черноземов, которые покрывают 40% территории страны, женственно говоря, спорное. Чернозем характеризуется богатой вместительностью питательных веществ содержащихся в гумусе (стержень органическое вещество почвы). Абсолютное превалирующая украинской земли уже много с тех пор воды утекло не относится к черноземам с-за критического падения в них уровня праздник самой питательной органики.

Упадок статуса «чернозема» украинских пахотных земель, собственно говоря, подтверждает та же инфографика авторов «Аудита». Примерно (сказать), показатель урожайности пшеницы нет слов Франции составляет 6,8 тонн с гектара, и только что не столько же в Германии (6,7 т/га). В Украине но уровень урожайности составляет 3,7 т/га. По мнению этому показателю мы уступаем инда Испании (3,9 т/га), которая положительно не славится самой плодородной почвой.

«Полной реализации потенциала украинской владенья мешает низкий уровень инвестиций в минеральные плодородия, технологии, мелиоративные системы, а и выращивание преимущественно низкомаржинальных растительных культур», нелицеприятно указано в документе. Однако, что можно было уже срубить фишку, главной причиной, по которой манером) и не удалось раскрыть по сию пору богатство потенциала украинской владенья, конечно же, стал отсрочка на продажу сельхозземель.

Vesti.ua ранее ссылались на некоторые талант исследований Института. Аудиторы а не обращают никакого внимания сверху тему деградации почвы, которая стала результатом ни на маковое зерно не моратория на продажу владенья. Реальная причина – варварская эксплуатирование земли в рамках существующей модели сельскохозяйственного производства, основой которой выступают крупные агрохолдинги, в главе с отечественными и иностранными латифундистами.

Экспозе о земельном вопросе простое и ясное: «Либерализация рынка поместья сельскохозяйственного назначения даст пендюль к повышению производительности земли, цены земельных участков, а в свою очередь цены аренды. Потенциал ото эффективно функционирующих рыночных отношений может долететь до 85 млрд долл. в протекание следующих 10 лет».

Клеймящий по всему, в скором времени игра стоит свеч ждать большого пересмотра вопроса земельной реформы в сторону безудержной либерализации со всеми вытекающими последствиями.

Выбор(ка) «минералов будущего»

Еще одной составляющей нереализованного потенциала Украины аудиторы называют сокрытые в недрах ископаемые потенциал. Авторы указывают, что изо 12,2 тыс. разведанных в стране  месторождений полезных ископаемых, разработки ведутся единственно на 4,6 тыс. месторождениях.

«Точно по данным рейтинга World Mining Data 2020, в 2018 году Помаранчевая республика заняла 28 место точно по добыче полезных ископаемых. Формат производства полезных ископаемых оценивается в 91 300 000 тонн и 11 780 млн долл. в денежном выражении. Ровно по добыче отдельных видов полезных ископаемых Украины входит в топ 20 стран: титана, марганца, яичник, германия, каолина, галлия и циркония«, — отмечено в «Аудите».

Аудиторы акцентируют забота на том, что в Украине сосредоточено что-то около 5% всех мировых запасов индустриальных минералов. Сие открывает перспективы «для разработки полезных ископаемых в Украине «минералов будущего», стратегических и дефицитных видов сырья«. В документе в свой черед приведены данные о потенциале наращивания добычи углеводородов.

«Главный уровень истощения действующих месторождений привел к падению объемов добычи нефти в 4 раза и газа в 2 раза. Хотя наличие более 3 тыс. законсервированных скважин и взрослые запасы нетрадиционных залежей углеводородов формируют маза для Украины нарастить добычу газа и нефти что в кратко- так и долгосрочной перспективе и поставить полную энергетическую независимость», — заключают авторы документа.

Правительственные аналитики приводят исходняк о текущем проценте разработки имеющихся месторождений: железной руда (41%), марганца (40%), титана, свинца и цинка (69%); кобальта и никеля (3-5%), руды хрома и алюминия — в не разрабатываются. Реализация добычи природного газа оценивается в пределах 35,9% через потенциальной, а нефти и газового конденсата – в 56,9%. 

«Разве что оценить потенциал запасов «минералов будущего» в денежном выражении, ровно по состоянию на 2018 годик, Украина могла бы выдавать на-гора на 30,9 млрд долларов паче за счет добычи сих полезных ископаемых. Сейчас реализуется всего 45% от потенциала добычи «минералов будущего» Украины. В случае если оценить потенциал запасов природного газа, нефти и газового конденсата, Помаранчевая республика могла бы в 2019 году приобретать 9,9 млрд долларов дополнительных поступлений по причине их добыче», — резюмируют аналитики Кабмина.

Примечательно, какими судьбами в перечне «минералов будущего» авторы намеренно не упоминают «старый-благодушный» уголь, по запасам которого Хохландия входит в десятку стран таблица. Судя по всему, аналитики списали уголек со счетов, исходя с логики присоединения Украины к «зеленой стратегии» Есть, направленной на декарбонизацию энергетики, идеже главным врагом окружающей среды назначен солнечный) камень.

В остальном же аудиторы правительства приводят весь обоснованные доводы для развития существующей ресурсной базы недр страны. Тема заключается только в том, кто такой возглавит процесс добычи и присвоения прибыли через программы «минералов будущего». Не подлежит сомн, что наиболее перспективным вариантом пора и честь знать развитие данного направления сверху основе госпрограммы, двигателем которой должны быть государственные вложения и ключевая роль государственных предприятий.

География, сбыт, «агрессор»             

Второй большущий подраздел «Нереализованного потенциала» касается тематики, географии, торговли и экономической дипломатии. Раскатка потенциала в геоэкономической плоскости «Экспертиза» описывает исходя из фактора включения Украины в основу транспортных сетей Есть. Собственно, этот фактор определяет и прогресс транспортной и транзитной логистики  страны.

В «Аудите» акцентируется участие на проблеме развития отечественной системы транспортной логистики. Плохая инфраструктура приставки не- позволяет эффективно конкурировать следовать потоки крупнейших в мире транзитных маршрутов. В документе замечено: «Согласно рейтингу Logistics Performance Index (LPI) Малороссия заметно отстает от стран-конкурентов в развития своей логистической инфраструктуры. Хохландия занимает лишь 66 простор среди 160 стран, охвачены рейтингом».

Аудиторы выразитель пишут именно о перспективности присоединения Украины к проектам европейских транзитных коридоров. Основными политическими проектами, в рамках которых нужно совершенствовать транзитную инфраструктуры, по мнению аудиторов, являются: ГУАМ, «Люблинский трехугольник «, «Восточное партнерство».

В духе мы знаем, ГУАМ является до чертиков бессмысленной и бесперспективной организацией. Получи ее базе более нежели 20 лет существования далеко не удалось реализовать ни одного взять немного значимого регионального проекта. Размечивание какого-либо транзитного не то — не то другого проекта на базе ГУАМ – безвыгодный стоит и кофе, выпитого участниками данной региональной площадки вслед все годы ее существования.

А чисто пресловутый «Люблинский треугольник» Речь Посполитая-Украина-Литва, родился в результате консолидации стран региона окрест поддержки прозападной политики ставшей ответом получай политический кризис в Беларуси после всего президентских выборов в текущем году. Перспективность и в целом обоснованность участия Украины в этом логично выраженном антибелорусском проекте необыкновенно сомнительна.

Виду риска нешуточно испортить внешнеэкономические отношения с важнейшим торговым партнером региона в лице РБ, участия в подобных проектах несут только лишь явные угрозы. В «Люблинский треугольнике» очень больше иррациональной политической конъюнктуры, нежели стратегии экономического рационализма. Удаление к этому формату в «Аудите» выглядит побольше чем странно и весьма не в строку.

Суть сотрудничества Украины и Йес в рамках «Восточного партнерства», разрешается, хотя и несколько преувеличивая, же достаточно точно и емко инвентаризовать условиями меморандумов с Международным валютным фондом. В целом, малограмотный менее странным в экономическом аудите выглядит пересылка к вопросу перспектив реализации «военно-политического сотрудничества с НАТО отдельными странами блока«.

В чем дело? в аналитическом документе Кабмина как не бывало, так это анализа перспектив участия в знаковом китайском проекте «Вотан пояс, один путь». Близ этом в документе указано, в чем дело? в плане активизации торговых отношений со странами Азии и Африки Украины способна повысить объемы экспорта продукции около на 50 млрд долларов.

Как бы то ни было, достигнуть этой цели авторы «Аудирование» предлагают за счет ускорения процесса либерализации торговли со странами Африки и Азии. Сие не только чрезмерно обобщенная, же в большинстве случаев и очень опасная поучение. Особенно в отношении крупнейших экономик Азиатско-тихоокеанского региона.

Примечательно, почему в подразделе вопрос отношений с Россией упоминается всего в контексте РФ как «агрессора» и фактора «угрозы». Текущая политическая весть не должна влиять получи и распишись рациональность составления таких программных документов в качестве кого «Аудит». Отдельную часть раздела следовало бы ввести в курс дела вопросу перспективности возобновления торгово-экономических отношений в рамках теоретического сценария общего политического урегулирования ситуации.

«Исправление Супрун» против трудовой миграции и диковина IT-сферы    

В последнем подраздел, посвященного потенциальным резервам отечественной экономики, примечательный упор делается на вопросах трудовых ресурсов и технологического наследия.  

Авторы документа называют трудовую передвижение одним из главных экономических вызовов, указывая бери то, что сокращение темпов оттока трудовых ресурсов, в свой черед может стать драйвером развития экономики Украины.

Аудиторы отмечают: «Подле 50% украинских трудовых мигрантов имеют высокую профессиональную квалификацию, однако выполняют низкоквалифицированную работу, ведет к частичной убыток их навыков и опыта. Трудовая передвижение приводит к потере экономикой Украины в качестве кого минимум 27 млрд долларов, точно по оценкам реальной и потенциальной общий добавленной стоимости«. 

Эффект через обращения вспять потоков трудовых мигрантов аудиторы Кабмина оценивают в эквиваленте 270 млрд долларов в направ следующих 10 лет. Хоть спорить с оценками эффекта, да фактор значительного роста уровня занятости, после счет создания новых рабочих мест равным образом возврата в страну «заробитчан», является явно перспективным для экономики Украины. Как-никак, вопрос в заключается в том, вроде создать условия, которые убедят украинцев вернутся нате Родину из массовых «трудовых гастролей».

Одним с ключевых факторов уровня жизни, с базовой ценностью которого жизни не рад не согласиться, аудиторы называют демократичность медицинских услуг и лекарственных препаратов.

«Угоду кому) решения указанных проблем в Украине происходит претворение от финансирования постатейных смет бюджетных учреждений здравоохранения к оплате результата (т.е. в любви и согласии фактически пролеченных случаями, предоставляемыми услугами не то — не то количеством подписанных деклараций с семейным врачом) учреждениям. Таким образом, вводится норма «деньги ходят за пациентом«, — замечено в  документе.

То пожирать, проблему платежеспособности большинства граждан, которым невыгодный гарантируется доступ к системе медицинской помощи изо-за уровня их доходов, предлагается «реформой им. Супрун».

В качестве пока что одного важного резерва экономического потенциала, аналитики Кабмина называют «технологическое остаток» Украины от Советского Союза. Увеличение экономики может обеспечить обновление высокотехнологичных отраслей машиностроения и энергетики, которые достались Украине через «ненавистного совка». В качестве примеров аудиторы приводят ракетостроение и космическую ветвь, авиастроение, атомную энергетику.

Аналитики перечисляют известные причины, которые повлекли деградацию данных отраслей (безвкусица рынков сбыта, разрыв кооперационных цепочек производства и т.д.), а вдобавок факторы, сдерживающие возрождение сих отраслей (отсутствие амортизационных капиталовложений со стороны государства, за глаза заказа в рамках бюджетных программ и т.д.). Обаче, в «Аудите» нет хотя бы обобщенного намека бери то, каким образом возвращать к жизни данные отрасли в текущих условиях ограниченности ресурсов у государства.

Присутствие этом аудиторы указывают сверху чрезвычайные успехи и растущую предназначение в экономической структуре Украины IT-сектора.

«В 2019 году фонд сектора IT равен 5,8 млрд долларов, ась? составляет 4,5% от ВВП Украины. Присутствие этом темпы роста IT-сектора являются одними изо самых высоких в экономике — 20-25% каждый год», — приводят данные правительственные аналитики.

Постоянно вышеприведенные данны, мягко говоря, являются попытки смастерить желаемое за действительное. Аудиторы самочки в одной из инфографик указывают, по какой причине 90% украинского сектора IT работает в аутсорсе. Отечественные специалисты выполняют всего на все(го) промежуточные работы в рамках зарубежных проектов. Никаких технологий в Украине невыгодный создается, никакой «технологизации» малограмотный происходит.

Весь позитивный отклик сводится к относительно небольшим налогам, которые платят IT-компании в Украине. Знак — высокие зарплаты в секторе, обеспечивающие реальный спрос на внутреннем рынке. А, опять-таки, свои зарплаты местные айтишники тратят, наипаче на импортные товары потребления.

В примере последнего кейса с IT выстроена весь концепция экономического мышления, которая отражает перворазрядный уровень правительственного «Аудита» украинской экономики. Жаль, но это не вселяет оптимизма по поводу способности властной команды наработать и материализовать реалистичные и действенные инструменты исполнение) фундаментальных преобразований отечественной экономики в рамках «Национальной экономической стратегии 2030″.    

Комментирование и размещение ссылок запрещено.

Обсуждение закрыто.