фото: Елена Минашкина
Нужно понять, что главное. Когда легендарный руководитель Союзгосцирка Бардиан Феодосий строил по всей стране в 50-70-х годов XX. века стационарные цирки (в том числе Минск и Киев), с вожделением собирал их все в одну цирковую «свинья», — это было довольно в русле всеобщего глобального строительства, роста городов, рост населения, появление и завода, как градообразующего явление. И из этого растения, заводов и ИНСТИТУТОВ, логически вытекала потребность в «культурном обслуживании», это была одна смысловая линия, и все работает как часы.
Нынешняя тенденция — не собрать все в копилку «для внуков», а свинья, это вскрыть, а с кем-то особенным азартом, не жалея ни ресурсов, ни больше материальных ресурсов. Кроме того, есть объективная картина за окном: малые города вымирают, большая развиваются очень неравномерно, теряет градообразующие ядро — это определенный один театр всегда может узнать, как выжить в таких условиях, но завязанные друг с другом сорок цирков, после того, как животных, сложной логистики в не всегда благоприятных климатических условий и др., — с любой босс будет трещать по швам. И это мы пытались поговорить с нашим экспертом Эдгардом Запашным.
— Эдгард, вопрос фундаментальный: Росгосцирк — если брать в идеале — в нынешней полуворовской экономической модели может выжить?
— Пункт о самоокупаемости Росгосцирка, прописанный в концепции развития циркового дела до 2020 года, реализовать. Почему? Наша страна неоднородна. Все цирки делятся на три категории: первая — цирки в преуспевающих городах, где население имеет в изобилии, где получает стабильную высокую зарплату, — Москва, Питер, Екатеринбург, Белград. Другие цирки в городах до миллиона жителей, третий — до половины. Вот эти города у нас преобладают — Иваново, Рязань, Кострома, пенза… Платежеспособность населения, и поток зрителей крайне низкой. А модель-то нынешняя подразумевает работу цирки в течение 10-11 месяцев в году!
— Конечно, в этих городах такой график не прокатит. Просто зрителей не быть…
— Конечно. А есть еще такой фактор, как цирковые программы: эта программа братьев Запашных, аттракцион Гии Эрадзе, это цирк на воде. Мы подошли за полтора месяца дают по 30-35 аншлагов, на которых времени, чтобы посетить 70 000 зрителей, то есть. из пятисот тысяч человек каждый девятый пошел в цирк. И потратил немаленькие деньги, покупая билеты, сладкую вату, попкорн, качельки-карусельки… на следующий месяц семья позволить себе не может, в ближайшие месяцы в цирк не приходит. И даже сильные программы, которые приезжают в город после нас, честно говоря светят: город высосан. И здесь очень правильно предложил Марчевский (директор Екатеринбургского цирка, легендарный клоун), — для субсидирования росгосцирковские программы только в этих городах. Что: а) население Нижнего Тагила и Костромы видело качество шоу, а не бери, боже, что нам негоже; б) билеты понижались в цене, не за 800 рублей, и по 200-300.
фото: Наталия Губернаторова
— Идея абсолютно правильная.
— Правильная. Но тогда мы автоматически упираемся в отсутствие прибыльности компании. А рентабельным Росгосцирк можно сделать только тогда, когда мы избавимся от всех этих цирков-вампиров, требуют непременной финансовой помощи. Что тогда? Тогда мне остается дай бог 10 цирков. Это означает, что и программы у нас останется 10, в круг, они будут проходить в течение двух лет, и через два года станет очевидно, что показывать больше нечего.
— И что мы получили?
— Богатый приглашение иностранцев — немцы, французы, которых в Европе попридушили со своими животными, и от отчаяния они повалят со своими слонами на нас, как дешевая рабсила. Но это не выход!
— То есть, если даже и новый директор будет человеком порядочным и не стал доворовывать остатки ему подкладывается свинья в виде этой обязательной самоокупаемости?
— Свинья — это, если Минкульт будет требовать от него хотя бы ноль, а если будет требовать, roi — это еще хуже, это нереально. Вот Безруков, Миронов, Мацуев говорить о своих театрах, фестивалях, все они спонсируются государством, и никто из них рентабельность не требует. А о цирке вдруг решили, что «она должна приносить нам прибыль!». Что с чего?! У театра расходная часть в разы меньше, не имеют содержания животных, навсегда меняет труппы, некоторых отправить, других принять, а художники преодолеть иногда и за несколько тысяч километров…
— И кто бы ни пришел сейчас…
— Что-либо, хотя тот, кто вывел, не знаю, Газпром на мегаокупаемость, он все еще не может обеспечить аншлаги в Нижнем Тагиле 11 месяцев в году. И ни в коем случае!
— А почему вообще возник цирк, возможно, будет достаточно, сезонные большим?
— В Союзе строили цирки, зная, что население растет. Страна росла! Думали, как? Челябинский металлургический расширяется, нижнетагильское военное производство растет, ивановские ткачихи перевыполняют планы… А теперь и в Иванове ткацкое производство пошел к нулю, жители сел, не зная, что делать. Им цирк? Плюс демографический кризис. Плюс экономика: в советское время, когда зарплаты в 70 долларов. идти по 1 руб 20 коп. в цирк был приемлемым. Сейчас в корне наоборот — на заработную плату от 20 000, билет стоит 800. Отношение меняется!
фото: Михаил Ковалев
— Это на уровне премьер-министра, вице-премьер, необходимо решить вопрос: имеем ли мы социально подпитываем большие страны, сохранение культурной целостности России, либо мы закрываем лавочку?..
— Абсолютно так. Если мы рассматриваем эту возможность, это десять цирков себе сохраните, а остальное отдавать местным властям, — что вывезти. Потому что многие губернаторы уже смекнули: здесь люди пришли в нижний Новгород, день погуляли по Кремлю, а что делать после шести лет, когда все музеи позакрывались? И цирк там — идеальная помощь для всей семьи; в театр семьей не пойдешь — или сидишь-терпишь Буратино, или твой ребенок мучается в «Тангейзере». А цирк бабушка, мама, папа, все счастливы. Это важная вещь: семьи, современные люди вообще никуда не идут. Тем не менее в настоящее время разрозненные, дети растут на руках бабушки…
— Так что возможность совместного использования часть цирка регионах возможен…
— Возможно, но это нарушит принцип общей производственной линии, затормозится процесс создания новых номеров… это будет только наклонился игровая площадка, труппу там содержать невыгодно, куда проще пригласить немцев, чтобы они шесть месяцев работали от региона, и отправить их восвояси — ни забот, ни проблем, ни пенсионный фонд, чтобы обеспечить ничего. Но это будет явным нарушением творческий баланс. Для этого нарушений не было, нужно, конечно, оставить целостности Росгосцирка с маленькими альтернатива в виде других цирковых компаний — Цирк на Вернадского, Цирк Никулина, Цирк на Фонтанке.
— Вы сами будете участвовать в этих выборах?
— Нет. Все говорят — ах, вот Запашный борется с Гаглоевым, чтобы самостоятельно идти на выборы, или предложить своего брата или свою мать. Не, ребята! Состояние: ни я, ни брат, ни мама не ходят на выборы, и я не хотел бы, чтобы такие предложения, которые я получил от Министерства культуры. Для меня это работа, Цирк на Вернадского, мы и даем в отличном состоянии. Я могу только сказать, каким должен быть директор. Он должен понять, в цирке, это раз. Отличить зебру от носорога. Во-вторых: должен быть ближе к Минкульту, что ему верят, что финансирование шло без помех — впереди реконструкция омского цирка, челябинского, есть идея строительства цирков в Чечне и Дагестане… И должно быть, как в Большом театре, создать Попечительский совет из серьезных людей, кто будет иметь право голоса, проверяя работу директора. Время отказаться от монархии, это вредит работе!