фото: Андрей Федечко
Пьер Ришар
«С радостью снялся бы у Михалкова»
— Последние 20 лет европейские и американские звезды кино часто снимаются у российских режиссеров. Вы этого не делаете. Почему?
— Во-первых, я никогда не делю кино на европейское, американское или российское. Есть плохие и хорошие фильмы, есть режиссеры, у которых хочется сниматься, есть иные деятели культуры.
Во-вторых, почти ежедневно я получаю предложения от самых разных киностудий со всего мира, в том числе и из России. Однако большинству режиссеров вынужден отказывать. Проблема в том, что съемка фильма — это длительный и трудоемкий процесс, кроме того, я много работаю в театре и занимаюсь виноделием, также являюсь президентом французской киностудии «Фиделина».
У меня просто не хватает времени на съемки в России. Хотя, конечно, я бы с радостью снялся в фильме Никиты Михалкова.
— В новом фильме французского режиссера Жана-Пьера Моки «Агафья» по мотивам рассказа Чехова вы снова соединились с Жераром Депардье. Каково это — играть со старым партнером спустя столько лет?
— Рядом с Жераром я всегда испытываю прилив невероятного счастья. Он превосходный актер, и мы с ним большие, старинные друзья.
Кстати, в новом спектакле «Пьер Ричард III», который зритель увидит в Санкт-Петербурге, я много рассказываю о съемках с Жераром, о наших приключениях, да и о нем самом. Несмотря на то что каждый очень загружен делами, мы не теряем друг друга из виду. Наша дружба прошла проверку временем. Мы с Жераром созваниваемся, подолгу беседуем о женщинах и, конечно же, о вине.
— Что для вас значит писатель и драматург Чехов?
— Не хочется говорить банальности, но Чехов для меня один из величайших драматургов, и если бы нужно было выбирать между съемками по Чехову или каким-то другим сценарием, я выбрал бы именно Чехова.
— Депардье сыграл Распутина и будет играть роль Иосифа Сталина. А кого бы из русских персонажей или исторических лиц хотели сыграть вы?
— Я мечтаю сыграть роль Шарикова в «Собачьем сердце» по Булгакову. Это невероятно интересный для меня персонаж.
— Ваш партнер Депардье получил российский паспорт и гражданство. Как вы к этому относитесь?
— Сложно сказать — я совершенно аполитичный человек. Мы никогда не разговаривали с Жераром на эту тему. Это его решение, значит, у него есть на то основания.
Наверное, я бы не смог жить на чужбине — у меня большая семья. А вообще мы с Депардье редко о политике говорим. Чаще обсуждаем женщин. Или я у него советы по виноделию спрашиваю. Мы друг друга с полуслова понимаем. За столько лет у нас с Жераром накопилось множество веселых шуток, так что стоит одному сказать слово — второй тут же продолжит фразу и захохочет. Ну а Россию я очень сильно люблю и чувствую себя здесь как дома даже с французским паспортом.
«Если внук не талантлив — я скажу ему об этом»
— Один из ваших главных героев — «невезучий». «Везучий» или «невезучий» вы по жизни?
— Конечно же, я везучий. У меня любимая профессия, обожаемая жена, прекрасные дети и внуки. Что еще может пожелать для себя человек?!
— Часто проводите время со своими детьми, внуками?
— Я стараюсь проводить с близкими все свободное время. Мы очень любим вместе путешествовать — я, моя бразильянка Сейла (супруга актера, она родом из Бразилии — «МК»), сыновья, внучки и внук… По вечерам (если удается собраться большой семьей) ужинаем.
У меня чудесные дети Оливье и Кристоф, оба моих сына — музыканты. У меня три внучки и внук Артур. Он хочет стать актером, учится в театральном институте. Пока я не понимаю — насколько парень талантлив, помогаю ему. Но если увижу, что актерская стезя не его, то честно скажу, чтоб занялся чем-то другим. На самом деле я сумасшедший дед. И воспитанием внуков занимался больше, чем сыновей. Все говорят, что внуки у них самые лучшие, но мои, вот честное слово, самые лучшие на свете!
— Сколько стоит бутылка вашего фирменного вина? Почему вообще заболели виноградниками.
— Виноделие — серьезный бизнес. Я стал владельцем виноградников в 1986 году — по совету Жерара — и преуспел в этом деле. Мы производим вино, которое экспортируется в Бельгию, Швейцарию, Чехию и Словению. Стоимость бутылок самая разная — она зависит от многих факторов. Вот уже три года существует туристический маршрут Барселона — Каркассон. И ваши российские туристы тоже с удовольствием приезжают попробовать моего вина, а я всегда рад нашей встрече!
— Вы много гастролировали по России. Какая она глазами иностранца?
— Мне сложно увидеть Россию глазами иностранца, ведь эта страна — мой второй дом. Если сказать одним словом, то, пожалуй, — непредсказуемая.
— Большое ли расстояние отделяет комика от трагика? Как быстро он может пройти актерский и человеческий путь от смеха до слез?
— Полагаю, что в хорошем комедийном актере живет трагик, и наоборот. Кто никогда не плакал, не сможет смешить людей.