Народный тест: угадай картину из Третьяковки, изображенную красавицами

фото: Наталья Мущинкина

Фото 1

фото: Наталья Мущинкина
Фото 2

фото: Наталья Мущинкина
Фото 3

фото: Наталья Мущинкина
Фото 4

фото: Наталья Мущинкина
Фото 5

фото: Наталья Мущинкина
Фото 6

фото: Наталья Мущинкина
Фото 7

Правильные ответы читайте здесь.

«Музейное стояние» — явление как будто бы забытое, новое, но даже оно одномоментно поделило мир на своих и чужих. Одни на морозе упорно стояли, другие ехидно строчили в блогах: ха, стадное чувство проснулось — им что Серов, что Мавзолей, что Пояс Богородицы, лишь бы стоять. Ясно, что дело тут не только в гении Серова, — люди словно ищут собеседника, который поговорил бы с ними на понятном языке.

К нам в редакцию пришел легендарный «синий нос» Александр Шабуров, чьи работы (вроде целующихся милиционеров) еще экс-министр культуры Соколов называл «позором России», что, понятно, совершенно не помешало «синим носам» стать одной из знаковых вех в истории современного искусства.

При этом Шабуров, как ни покажется странным, абсолютно не склонен высмеивать тех, кто стоял на Серова и будет стоять на Айвазовского. И в защиту стоявших Саша, при помощи девушек из нашей редакции, выложил семь азбучных картин из Третьяковки, еще раз демонстрируя, к чему именно тянутся нынче люди.

…Несколько лет назад мы уже провели с Сашей феерическую акцию на крыше «МК», посвященную Олимпиаде; нынче повод немножко более грустный: что происходит с современным искусством в России, если очередь на вдруг — как по мановению волшебной палочки — реанимированного Серова становится куда большим поводом для обсуждения, нежели «персиковые» картинки из учебника?

Мы с Шабуровым решили составить свой «учебник»: народ прекрасно знает хрестоматийные полотна, висящие в Третьяковской галерее. Мы их выкладываем из наших сотрудников, чтобы еще раз призвать снобистскую арт-среду не замыкаться на себе, а попытаться разговаривать с людьми, учитывая какие-то их чаяния…

Что дано: актовый зал, семь красивых девушек, наш оператор МК-ТВ, легкий реквизит в виде огромных фляг для воды, фашистской каски, трех простыней, швабры (ружья не нашли), самоката и так далее… Саша, как режиссер кадра, весь этот скарб ко всем чертям отмел, сказав, что нужно идти от человека.

За какой-то час перед нами прошли все основные герои Третьяковки в исполнении то одной, то другой девушки — Саша, как кастинг-директор, искал правильный образ. Некое сочинение на тему «А ты бы сыграл Аленушку?».

* * *

Прежде чем работать с натурой, Шабуров показывал моделям репродукции:

— А то кто вас знает, — говорил он, — нынешнее поколение хипстеров отличит Васнецова от Саврасова?

После снятого кадра Саша безжалостно рвет репродукцию и швыряет на пол. Следующая! (В смысле картина.)

— Меня нисколько не пугают очереди на Серова, — говорит «синий нос» в перерыве, пока участники развлекаются напитками. — О том, как эти очереди объяснить, я не задумывался, пока не попал на семинар-фестиваль, организованный в одном из российских городов. И обнаружил, что превалирует такая тенденция: фестиваль хотят организовать не для всего города, а для горстки хипстеров. То есть идея изоляции, избранничества, а не интеграции, объединения. Увы, это очень распространенная политика.

— И в конечном счете убийственная? Мертвая?

— Конечно. Когда мои знакомые пришли к московскому министру культуры с какими-то проектами, он им резонно ответил: зачем мне делать выставку для 50 хипстеров? А как быть с миллионом бабушек? Ведь мы им тоже служим! И тут я понял, что очереди на Серова — это не что-то плохое, это следствие того, что культура и искусство в последнее время хотят быть изолированной, самозакупорившейся тусовочкой…

— По-моему, лучше не скажешь… То есть художники перестали общаться с людьми?

— Ну, представь, я приду к тебе на кухню и начну там плести какую-то малопонятную хрень, которую ты не поймешь. Ну, посмотришь на меня как на идиота и… и всё. А Лев Толстой еще писал, что искусство — это общение со своими единомышленниками на важные темы. У нас же это превращается в стилизацию под те или иные модные тренды.

— Западные?

— Западные, не западные — это не суть важно. Кто такой Серов? Какой-то парадный портретист того времени. Но всем, кто на него шел, он был близок, потому что говорил на важные темы понятным языком, вот и всё.

— То же будет летом с Айвазовским…

— Там еще больше народу придет, Айвазовский как раз в отличие от Серова очень работоспособный художник, его работы есть во всех углах и весях, он чуть ли не самый продаваемый за рубежом, все о нем знают, такой же известный в мире русский арт-бренд, как наш авангард, как тот же Малевич.

— И что можно посоветовать современным художникам?

— Я не советчик. Скажу лишь одно: когда мы жили в Свердловске, то чувствовали себя авторами, адресующими свои послания всему миру. А приехав в Москву, обнаружили, что все это функционирует внутри малюсенькой тусовки на двести человек. Сейчас численность тусовки увеличилась, потому что искусство превратилось в модное времяпрепровождение — чисто досуговое — для молодежи. Но, повторяю, тенденция на самоизоляцию внутри каких-то групп налицо.

* * *

…Мы очень хотели бы взглянуть на «хрестоматии» из Третьяковки «свежими» глазами, как их когда-то видели самые первые зрители — ведь эти полотна тоже удивляли, возбуждали, эпатировали…

— К сожалению, при попадании в музей, — качает головой Шабуров, — картины воспринимаются безусловной классикой, и все забывают о том ажиотаже, который возникал в момент их создания… Хочется прогнать эту музейную скуку! Ну-ка, Аленушка, садись на стол! — орет Саша нашим «подопытным». — Уберите от нее кота, он царапается! Не бойся, что кожаные брюки порвутся, здесь этого только все и ждут! Итак, возвращаясь к разговору, того же Васнецова воспринимали раньше не как искусство, а как правду. Как непосредственное, живое высказывание на актуальные темы. Это касается большинства музейных шедевров, которые ничего, кроме скуки и благоговения, не вызывают сегодня.

— Взять тех же «Бурлаков»…

— Искусство всегда отражало вкусы господствующего класса. Портреты власти, античные сюжеты… А были стороны жизни, показывать которые было западло. И тут Репин изображает самые униженные слои общества, то самое быдло, ватники… Конечно, это шок для тогдашней системы.

— А какой шок могли вызвать «Три богатыря»?

— Тоже очень актуальная для своего времени картина. Нам кажется, что национальные вопросы имели место всегда, — а вот и нет. Современное понятие национальности, национальной идентификации появилось — ну не скажу точно — ну, веке в семнадцатом, прежде это и не ощущали, опираясь на вероисповедание, родовые какие-то истории… А как наступило время всех этих международных ярмарок, когда нужно было отделить свое национальное от чужого национального, сделать свой национальный павильон, вот и появились «национальные художники»: Васнецов, Билибин и прочие. И «Три богатыря» — это некое зеркало осознания себя в национальных, социальных и прочих ипостасях…

…Час прошел — живые картины готовы. Читателю осталось лишь их угадать, ничего тут нет сложного (подсказки маленьким шрифтом даны снизу). Так что больше очередей, длинных и разных, — стойте на Серова, Айвазовского, Репина, пока господа с «Винзавода» и прочих мертвых культурных институций не поймут, что они что-то делают не так.

Смотрите видео по теме «»МК» и «Синие носы» сыграли в живописные шарады »

В связи с увеличившимся интересом к живописи, длинными очередями на выставки картин художников-классиков, мы решили провести необычную акцию. При помощи Александра Шабурова, представителя арт-группы "Синие носы" и нескольких живых моделей мы постарались изобразить наиболее известные шедевры живописи. Что из этого получилось? Смотрите на видео.

Комментирование и размещение ссылок запрещено.

Обсуждение закрыто.