Башмет остался в восторге Красного Профинтерна

фото: Наталья Мущинкина

— Казалось бы, зачем я здесь? Почему я ухожу в отпуск в Ярославль? Почему я не в Москве, а не в Париже? — Вопрошает великий альтист. — А дело в том, что за эти несколько лет здесь был отличный фестиваль, необычная атмосфера, и теперь в Ярославль съезжаются лучшие музыканты мира…

Таким образом, критика башметовский форум в Ярославле хорошо две вещи: во-первых, вы находитесь в поисках артиста, во-вторых, безумно интересуешься самим зритель и его реакция. В Москве реакция публики, если брать классические залы, всегда предсказуемым. А потом Башмет (а за ним, как организатору, стоит Русский концертное агентство) постоянно все держит на тончайшем нерве импровизации… да, фестиваль готовится, планирует, окрашены, но Юрий Абрамович по своей природе не может идти только накатанными дорожками, он не, что, и приносит элемент неожиданности и некоторые страстные свободы, даже и не зная; что тот же самый концерт-открытие.

Вместо дирижерского пульта дистанционного управления — подставка для queer о красоте арфы. “Солисты Москвы” уже сидели на местах, готовясь выполнить до мажор концерт Буальдье (очень, очень почитаемый в России начала прошлого века оперный композитор, обласканный Александра И, и это накануне войны 1812 года!).

Объявить Башмета, как проводник, тот идет вместе с прекрасным арфистом-певец Ксавье де Мэстром. И есть башметовский виолончелист Алексей Найденов шепчет маэстро: “Кажется, что провода на арфе порвалась”.

И в самом деле, один из самых коротких, самых ходовых струн на “плече” арфа безжизненно висит, как макаронина. Ксавье обаятельно улыбается и… удаляется за новой струной.

А Башмет, между тем, как, что это не форсмажор, а вполне повседневная ситуация, измеряется садится за стул арфиста и просто, так тихо падали с тренажерным залом разговор:

— Как-то наш любимый генсек читал на съезде доклад…

Де Мэстр, тоже без паники, в течение 5-6 минут поменял ряд, положив рядом с ним на стуле, ключ для подстраивания. Волшебство началось — арфовый концерт Буальдье, конечно, это и учебник для всех арфистов, но здесь, в Ярославле он был выполнен в первый раз. И, конечно же, человек весь в черном, ловко перебирающий струны — та еще диковинка. Аудитория, успокоенная Башметом, погрузился в транс от виртуозности Ксавье-де-Мэстра, который, однако, должен был каждый раз при вступлении оркестра настроить “ползущую” в новый массив.

Блестяще, “отмучившись”, арфист через десять минут аплодисментов решил идти на бис. И еще пять минут овации.

А в финале Башмет, так и вовсе встал за пульт дистанционного управления не только своего оркестра, но и хоровой капеллы “Ярославия”, — была выполнена “Месса Святого Иоанна” соль мажор Гайдна.

На следующий день местная филармония была так же полна любопытных: на правой стороне сцены разместились скрипач Никита Борисоглебский с бельгийской пианисткой Ю Фен-Чан, на левой героев китайской оперы (флейтист Королева Йин и покинула Йили Shen). Обаятельному артиста потребовалось десять минут, чтобы в красках описать специфику подступающего “выступления”: правая сторона будет играть части известных ухо соната Баха, Бетховена, Франка и Шнитке, а левая… Йили Шен, прячась за яркостью экрана, ударил три раза в колокол, и флейтист Королева Йин погружает зал в медитацию китайского средневековья… тогда Борисоглебский — аудитория вздыхала облегченно, — возвращает нас в европейскую систему координат.

Затем из-за экрана выходит с красной розой Йили Shen: в его глотка образом исполняет фрагмент из оперы “Павильон Пионов” — “В поисках мечты”… понятно, что зритель постепенно привыкал к необычному искусству; кто-то во время концерта встал и ушел, а кто-то остался на лекцию-встречу с артистами, которые подробно рассказали о нюансах древней традиции.

И в этом сила башметовского фестиваля — никаких тебе повторений, попсовых трюков, поблажек, скидок на “нестолицу”. Что стоит специальный проект форума — приглашение в Ярославль суфийских ансамбль Al-Tariqa Al-Gazoulia Ensemble (худрук-Шейх Салем аль-Газули); команда, регулярно принимает участие в государственных и религиозных обрядах, уже давно известен за пределами Египта, — так суфии недавно ездили на Зальцбургский фестиваль. “Мир, взаимопонимание и толерантность есть три основных цвета в божественной мелодии Любви”, — свой постулат музыканты блестяще показал в Ярославле, выполняя молитвенные импровизационные темы…

И, конечно, главный герой форума — “окучивание” близлежащих городов и населенных пунктов — от Рыбинска до Гаврилов Яма, от Мышкина до поселка Красный Профинтерн (только отреставрированный замок купца Понизовкина, где Башмет вместе с дочерью Ксенией солировал в супертяжелом брамсовской программе)… Казалось бы, гораздо легче потерять, концерты в Ярославле, чем тащить куда-то на автобусе три часа. Но нет, Башмет откровенно избегать всю область, в город за городом, каждый из которых постепенно становится для него родным…

Комментирование и размещение ссылок запрещено.

Обсуждение закрыто.